Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 18.05.2024, 10:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    "Во всём ищите доброе начало".
    Пояснительная записка
    Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию, путем самостоятельного или коллективного открытия. Для того чтобы описание картины М.Нестерова не проходило по стандартной схеме (по данному плану описать то, что ты видишь на картине), можно использовать форму творческой мастерской. В мастерской творческого письма описание может быть представлено так: творческий процесс — творческий продукт— осознание его закономерностей — соотнесение полученного с данным— коррекция своей деятельности — новый продукт. Таким способом каждый ученик непросто будет описывать, но и «проживёт» жизнь Сергия Радонежского. Здесь не будет неверных ответов. Все они будут по-своему правильны. Такая деятельность имитирует метод проб и ошибок. Участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества. Также особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками, чему содействует чередование индивидуальной групповой работы. Наконец, идет внутренний диалог каждого - с самим собой. Особенность мастерской – свои ответы читает каждый, в том числе и учитель, выступающий в роли мастера. Учитель-мастер не передаёт знания, а лишь задаёт алгоритм работы.
    Цель: Создать условия для духовно-нравственного воспитания личности.
    Задачи:1. Развивать устную и письменную речь учащихся.
    2.Подготовить к написанию творческой работы по картине, используя размышления о духовности.
    3.Помочь учащимся найти индивидуальную форму самовыражения в творческом процессе.
    План урока-мастерской:
    1. Организационный момент.
    2. Индуктор - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого. Индуктором может быть слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок.
    3. Создание творческого продукта – (деконструкция и реконструкция) создание собственного текста по заданному началу.
    4. Социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
    5. Промежуточная рефлексия – осмысление созданного.
    6. Обращение к информации и её обработка.
    7. Обновление созданного.
    8. Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
    Ход урока:
    -- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем описывать картину М. Нестерова. Приготовьте свои черновики. Урок проведём в форме мастерской.
    Восьмиклассникам предлагается внимательно рассмотреть картину М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (слайд №2)
    Звучит музыкаС. Трубачева «О, сладкого Твоего гласа»,богородичен наявление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Исполняет мужской хор Института певческой культуры «Валаам». Художественный руководитель и дирижёр И. Ушаков.
    Учитель – мастер: Выскажите свои предположения о том, кто здесь изображён.
    Дети высказывают свои предположения.
    Кто-то увидел на картине монаха, кому-то показалось главным изображение церкви или красоты природы осени.
    1 этап – индуктор (мотивация деятельности)
    Комментарий к уроку: на этом этапе индуктором будет высказывание К.Паустовского: «Картина эта – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России».
    Учитель – мастер: - Обратите внимание на портрет художника картины - М.В. Нестерова (слайд №3).Как вы думаете, каким был человек, жизненным кредо которого были слова: «Созвучие человека и природы в чистоте души и веры…»? (Слушаем и анализируем варианты ответов).
    - Он говорил о себе: «Искусство – моё единственное призвание. Только творчество не раз спасало меня от ошибок».
    - Данная картина (изображение на экране картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (слайд №2) признана одной из самых таинственно – поэтических и прелестных.
    - К.Паустовский писал :«Картина эта – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России».
    - Запишите, какие ассоциации возникли у вас при чтении слова
    «светильник»?
    Предполагаемые ответы детей:
    1. Какой-то осветительный прибор.
    2. Ёмкость, в которую наливают масло и кладут фитиль.
    3. Картина-икона, указывающая на жизненный путь человека и другие.
    Проверяем, какие ассоциации возникли при чтении слова «светильник».
    - Ребята, опишите свои впечатления о встрече с каким-либо человеком, оказавшим влияние на вашу дальнейшую жизнь. На представленной картине изображена встреча, перевернувшая жизнь маленького пастушка. Случалось ли подобное свами?
    Ребята описывают свои впечатления и читают вслух.
    - Мы с вами на предыдущих уроках много говорили о древнерусской литературе, её жанрах, а сегодня продолжим наш разговор, потому что речь у нас пойдёт о тех далёких временах...
    - Прослушаете текст и придумаете продолжение.
    Учитель – мастер читает отрывок Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», помещённый в учебнике.
    2 этап-создание творческого продукта (деконструкция и реконструкция).
    Учитель – мастер :
    « Имение родителей Сергия, бояр Ростовских, Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова. Родители жили просто, были люди тихие, спокойные. Мальчиком Сергия (а тогда Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их и обротать. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.
    Известно, что родители были «страннолюбивы». Помогали бедным и принимали странников. 3 мая 1314 года родился у Марии сын, священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого.
    Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась.
    И вот деревенская картинка, так близкая и так понятная через 600 лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. Под дубом встретил старца-черноризца саном пресвитера». Именно этот момент изобразил на своей картине Нестеров.
    - Задание: придумайте и запишите своё продолжение текста.
    Варианты детей: «Монах помог мальчику найти коней….»; «Пресвитер украл пастушка…»; «Священник подарил Варфоломею шкатулку с золотыми монетами» и др.
    3 этап-социализация.
    Комментарий к уроку:все читают свои варианты. Учитель предлагает сравнить получившиеся описания с текстом-продолжением в учебнике.
    Дети сравнивают.
    4 этап – промежуточная рефлексия.
    -Знаете ли вы, что житийная литература была излюбленным чтением наших предков? А какую житийную литературу читали вы дома? Поделитесь своими впечатлениями.
    Дети рассказывают приготовленные дома сообщения (слайд №4)
    о Ксении Петербуржской (изображение иконы на экране);
    о Матроне Московской (изображение иконы на экране);
    о Серафиме Саровском (изображение иконы на экране);
    о Тихоне Задонском (изображение иконы на экране);
    других святых; о посещении монастырей и полученных впечатлениях.
    -А верите ли в Бога вы?
    -Помогли вам когда-нибудь эти святые или вера в них?
    Комментарий к уроку: работа со словом.
    -Как вы понимаете значение слов «вера», «бог»?
    - Запишите лексические значения этих слов. Затем дети дают лексическое толкование данных слов.
    Пример:
    «Вера в Бога - это не только поверить тому, что Бог есть, но и довериться ему, вверить себя и свою жизнь в согласии с его словом. Когда мы говорим, что мы верим в Бога, это должно означать, что мы вверили ему без колебания свои жизни и подчинили себя и свою судьбу его слову….»
    5 этап-обращение к информации и её обработка.
    -Посмотрите снова на картину и подумаете, какие чувства испытал этот «худенький белоголовый деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами» при встрече с черноризцем?
    Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях.
    -А что почувствовали бы вы, оказавшись на его месте? Представьте себя в этом чудесном месте, где, по словам К.Паустовского «течёт ключевая вода, виден каждый листок, каждый венчик полевого цветка, каждая травинка и каждая девочка-берёзка». Опишите свои впечатления, но не забудьте использоватьхудожественные приёмы.
    - Давайте вспомним: (слайд №5)
    ¨Олицетворение
    ¨Сравнение
    ¨Эпитет
    ¨Метафора
    -А какие осенние тона вам нравятся?
    Дети:- Мне нравится золотая осень, и именно такую осень изобразил Михаил Васильевич Нестеров на своей картине.
    - А я люблю осень дождливую, холодную. А погожие осенние дни навевают на меня грусть увядания осенней природы….
    Обратите внимание на то, что у Нестерова они не противопоставляются, а взаимодействуют. Цветовая гамма листвы деревьев дополняет окраску разнотравья. Оттенок небесной синевы присутствует в глазах мальчика и отражается в куполах церкви, в васильках, разбросанных по лугу…..
    Заполняем таблицу на интерактивной доске(слайд №6)
    (с целью подробного рассмотрения картины).
    Цвета осени Варфоломей Монах-пресвитер
    золотой
    голубой
    белый
    серый
    чёрный
    красный
    зелёный
    - По словам Паустовского, « это пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нём выражена прекрасная сущность русского характера».
    - Согласны ли вы с этим высказыванием?
    - Для чего Нестеров изобразил в картине церковь?
    -С какой целью, на ваш взгляд, Нестеров изобразил Варфоломея на фоне церкви?
    Восьмиклассники пишут свои размышления.
    -Как вы понимаете выражение: «Огонь творца спасает». Какой это художественный приём? ( ответ –метафора).
    -Кого спасает «огонь» на нашей картине?
    Дети:Нас спасает. Монаха. Варфоломея. Природу. Человечество.
    -Дополните свои черновики размышлением о значении веры в Бога в вашей жизни или жизни ваших родных, может быть, приведёте жизненный пример, когда вам помог Бог.
    Учащиеся зачитывают, что получилось.
    -Встречались ли вам люди, которых можно назвать духовно богатыми? Расскажите об этом.
    Учащиеся рассказывают свои случаи из жизни.
    -Можно ли, на ваш взгляд, назвать духовно богатым человека, создавшим эту картину?
    Дети рассуждают о духовном богатстве художника.
    -А вот как говорил В.А.Сухомлинский: (слайд№7)
    «Люби людей.
    Любовь к людям – это твоя нравственная сердцевина. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной.
    Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от твоей души.
    Но в любви к людям – этом неисчерпаемом богатстве – есть и другие духовные начала.
    Мы любим людей потому, что находим в этом своё гражданское счастье.
    В любви к людям каждый из нас утверждает себя как сын или дочь своего народа».
    -Запишите те предложения, которые вам понравились.
    -Обратите внимание на значение устаревших слов, которые вы будете использовать в сочинении.
    Устаревшие слова: (слайд№8)
    ¨Ковчежец- шкатулка, ларец.
    ¨Инок-православный монах.
    ¨Черноризец- монах в ризе.
    ¨Просфора- хлебец, который вкушают верующие на литургии
    -Предлагаю вам познакомиться с дальнейшей жизнью Сергия.
    Учитель читает детям«Житие Сергия Радонежского» Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
    Звучит музыка В. Кикта «Фрески Софии Киевской - Орнамент II (№3)»Академический симфонический оркестр Московской филармонии.
    Дирижер Александр Корнеев.
    «Шли братья по лесам и пришли в одно место пустынное, в чащу леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное - это Бог наставлял их. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой, и срубили ее.
    И освящена была церковь во имя святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни - во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву.
    В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, - ведь много зверей в этой пустыни тогда жило.
    Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному. Сергий выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы, когда придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь.
    И потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыне: и начали приходить к святому монахи.
    Преподобный же Сергий, убедившись в вере их и усердии, удивился и сказал им: "Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: "Приходящего ко мне не изгоню вон"".
    Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.
    Долго принуждала его братия стать игуменом. И он, наконец, внял их мольбам. И начал блаженный учить братию».
    -Как вы думаете, чему учат нас Бог и его помощники – все святые?
    Класс отвечает: Они учат нас добру, смирению, любви.
    - Во имя всего этого Сергий Радонежский основал Лавру.
    - Посмотрите на изображение - это первозданный вид Троице-Сергиевой лавры (слайд № 9)
    Звучит музыка «Праздничный трезвон»
    - И так выглядит сейчас Троице-Сергиева Лавра, которую основал Сергий Радонежский на месте встречи с медведем. В наше время Лавру называют неиссякаемым источником благодати и напоения своей души живой водой. Обязательно побывайте там, и вы это почувствуете (слайд № 10)
    Звучит музыка «Земле русская», стихира русским святым.
    6этап – обновление созданного
    -А теперь дополните свои черновики сведениями о Лавре, которые вы приготовили дома.
    Дети читают, исправляют, дополняют свои черновики, слушая работы друг друга.
    7 этап – рефлексия
    - Скажите, какие моменты урока вам особенно запомнились и почему?
    Ученики высказываются.
    - А как назовёте тот пункт плана сочинения, без которого не получится полного описания?
    Например: Духовное богатство человека.
    Огонь творца спасает.
    Что важнее: вера или неверие?
    -Какое впечатление произвела на вас данная картина?
    -А сейчас вы должны составить план, описать картину Нестерова, свои мысли и чувства.
    - Приступайте к работе.
    Звучит музыка В.Кикта «Фрески Софии Киевской – Орнамент II(№3)»
    Дети работают над черновиком и переписывают сочинение в чистовик.
    (слайд №11)
    Литература:
    1. Зайцев Б. Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 2. М «Русская книга». 1990г.
    2. Курдюмова Т.Ф. Авторская программа по литературе 5-9 класс. М. «Дрофа» 2007г.
    3. Курдюмова Т.Ф. «Литература» 8 класс М. «Дрофа» 2009г.
    4. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека?». Педагогическое наследие. М «Педагогика». 1990г.
    Ресурсы интернет:
    ¨http://strana.ru/journal/afisha/20989194?fb_xd_fragment
    ¨http://ioannpredtecha.ru/docs/33.htm
    ¨http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихон_Задонский
    ¨http://www.voznes.ru/rospis-mp.html
    ¨http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%EE%ED%E0_%CC%EE%F1%EA%EE%E2%F1%EA%E0%FF
    ¨http://turumbet.munrus.ru/in/md/newsreg?n=263188
    ¨http://artcyclopedia.ru/troice-sergieva_lavra_1908-1913-vasnecov_apollinarij_mihajlovich.htm
    ¨http://www.mosobltv.ru/?an=news_page&uid=3861
    Музыка:
    1. «Земле русская», стихира русским святым.IIО России петь - что стремиться в храм . Е.Д.Критская Фонохрестоматия «Музыка», 4 класс.
    2. «Праздничный трезвон». IIIО России петь - что стремиться в храм.
    Е.Д.Критская Фонохрестоматия. «Музыка», 2 класс
    3. С.Трубачев. «О, сладкого твоего гласа». IIIО России петь – что стремиться в храм. Е.Д.Критская Фонохрестоматия «Музыка», 2 класс.
    4. В.Кикта «Фрески Софии Киевской – Орнамент II(№3)» Е.Д.Критская Фонохрестоматия «Музыка» 6 класс
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: ludmila-mix (11.11.2014) | Автор: Карькаева Людмила Николаевна
    Просмотров: 279 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]