Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 07:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    Урок развития речи. Моя любимая игрушка. 5 класс.
    Урок развития речи в 5 классе
    Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»
    Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания
    Задачи: научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);
    Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;
    Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.
    Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.
    Ход урока.
    1.Организация класса.
    Прозвенел уже звонок,
    Начинается урок.
    - Здравствуйте, ребята! Садитесь!
    Куда мы с вами попадём,
    Узнаете вы скоро.
    В стране волшебной мы найдём
    Помощников весёлых.
    Посмотрите все на меня!
    Сегодня экскурсоводом работаю я.
    Меня зовут Наталья Анатольевна, у нас урок русского языка по развитию речи.
    - Не теряя ни минутки,
    Приглашаю вас я в путь!
    Взять все знания в дорогу
    И улыбку не забудь!
    2. Сообщение цели и выявление темы урока.
    (показываю на выставку) Хороши у нас игрушки:
    Куклы, мишки и хлопушки,
    Но не надо забывать:
    Игрушки – не люди,
    Но всё понимают
    И очень не любят,
    Когда их ломают.
    - Ребята. У вас есть любимые игрушки?
    - А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)
    - Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.
    - Как вы думаете, на какую тему?
    (-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)
    - Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?
    ( любимая)
    - Что значит любимая?
    ( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)
    - В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.
    3. Словарно- орфографическая работа.
    - Я тетрадочку открою и как надо положу.
    Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)
    - Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.
    - А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)
    Но есть и игрушки- сувениры.
    - Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).
    ( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).
    - Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)
    Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.
    - Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.
    Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса)
    - значит она какая? –( 4 слайд) ( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревянная- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).
    - Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).
    - А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)
    зав..дная
    уд..вительная
    ч..десная
    инт..ресная
    з..бавная
    - Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем) - Молодцы!
    - А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)
    - Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).
    Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)
    - Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.
    - Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

    4. Работа над предложением.
    -Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.
    - Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?
    А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка.
    Прочитайте предложение,
    - Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)
    - Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?
    ( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире
    - А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд)
    Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.
    - Прочитай своё предложение….
    Хорошо, Молодцы!
    5. Физминутка.
    Потрудились – отдохнём,
    Встанем – глубоко вздохнём.
    Руки плавно опустили
    Всем улыбки подарили. Садитесь.
    Посмотрите направо глазками, налево,
    Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст.
    6. Работа с текстом. Составление плана.
    - Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.
    В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.
    У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.
    Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.
    - Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)
    - Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
    Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.
    - Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?
    Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)
    - Вот в первой части вы и расскажите:
    1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
    - А какая часть текста самая большая? (2- основная)
    - О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)
    - В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.
    - Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения.
    - Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?
    ( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).
    - Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…
    -Молодцы!
    - Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)
    - А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)
    - Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)
    7. Дом. задание.
    - Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд)
    План
    1.Как называется ваша любимая игрушка?
    Как она у вас появилась?
    2. Описание игрушки.
    3. Чем вам дорога игрушка?
    - Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)
    Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так ( показываю) оформила работу одна моя ученица. Прочитав ваши работы, я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.

    8.Устный рассказ.
    - Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?
    -Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.
    - А теперь расскажите, чем она вам понравилась?
    - Что привлекло вас в этой игрушке?
    9. Рассказ учителя.
    - Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.
    - Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?
    - Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?
    ( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)
    - А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе.
    10. Экскурс в историю русской игрушки
    - Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайды 11-39 на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш)
    - Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.
    Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.
    Чем знаменито Дымково?
    Игрушкою своей!
    В ней нету цвету дымного,
    Что серости серей.
    В ней что- то есть от радуги,
    От капелек росы,
    В ней что-то есть от радости,
    Гремящей, как басы.
    Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.
    Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.
    Каргопольская игрушка-
    Кони, утушки, кукушки.
    Вы красивы, вы баски-
    Очень яркие мазки.
    Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.
    Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.
    Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.
    Шли Матрёшки по дорожке
    Было их немножечко,
    Три Матрёны, три матрёшки
    И одна Матрёшечка.
    Матрёшка – символ русского народного искусства.
    В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.
    - Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?
    - А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!
    11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки.
    - Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 40 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.
    - Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик, который подходит вашему настроению после урока.( 41 слайд)
    - Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.
    - Спасибо за урок. ( 42 слайд). Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.
    Урок окончен. До свидания.

    Источник: http://www.proshkolu.ru/user/wasa70/file/2578821/
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: wasa70 (16.04.2014) | Автор: Жиркина Наталья Анатольевна
    Просмотров: 1039 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 3
    3 Anna7343  
    Интересный урок. Но я бы поставила "Экскурс в историю игрушек" вначале, а потом уже говорила быо своей любимой игрушке.

    2 tanya5524  
    Урок интересный, соответствует всем требованиям ФГОС.

    1 Romashka  
    Отличный урок. Молодец!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]