Урок развития речи в 5 классе Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка» Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания Задачи: научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану); Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности; Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам. Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках. Ход урока. 1.Организация класса. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Куда мы с вами попадём, Узнаете вы скоро. В стране волшебной мы найдём Помощников весёлых. Посмотрите все на меня! Сегодня экскурсоводом работаю я. Меня зовут Наталья Анатольевна, у нас урок русского языка по развитию речи. - Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу И улыбку не забудь! 2. Сообщение цели и выявление темы урока. (показываю на выставку) Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, Но не надо забывать: Игрушки – не люди, Но всё понимают И очень не любят, Когда их ломают. - Ребята. У вас есть любимые игрушки? - А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью) - Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению. - Как вы думаете, на какую тему? (-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску) - Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное? ( любимая) - Что значит любимая? ( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы) - В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке. 3. Словарно- орфографическая работа. - Я тетрадочку открою и как надо положу. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд) - Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками. - А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть) Но есть и игрушки- сувениры. - Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок). ( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо). - Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки) Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные. - Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки. Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса) - значит она какая? –( 4 слайд) ( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревянная- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ). - Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне). - А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд) зав..дная уд..вительная ч..десная инт..ресная з..бавная - Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем) - Молодцы! - А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд) - Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными). Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная) - Эти слова помогут вам ярче описать игрушку. - Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
4. Работа над предложением. -Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки. - Как называется твоя любимая игрушка? А твоя? А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка. Прочитайте предложение, - Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.) - Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым? ( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире - А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд) Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены. - Прочитай своё предложение…. Хорошо, Молодцы! 5. Физминутка. Потрудились – отдохнём, Встанем – глубоко вздохнём. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. Садитесь. Посмотрите направо глазками, налево, Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст. 6. Работа с текстом. Составление плана. - Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке. В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка. У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем. Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка. - Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх) - Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления. - Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении? Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения) - Вот в первой части вы и расскажите: 1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? - А какая часть текста самая большая? (2- основная) - О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка) - В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения. - Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения. - Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка? ( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки). - Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй… -Молодцы! - Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка) - А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт) - Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?) 7. Дом. задание. - Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд) План 1.Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? 2. Описание игрушки. 3. Чем вам дорога игрушка? - Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд) Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так ( показываю) оформила работу одна моя ученица. Прочитав ваши работы, я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.
8.Устный рассказ. - Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась? -Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе. - А теперь расскажите, чем она вам понравилась? - Что привлекло вас в этой игрушке? 9. Рассказ учителя. - Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям. - Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? - Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку? ( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции) - А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе. 10. Экскурс в историю русской игрушки - Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайды 11-39 на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш) - Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей. Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что- то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей. Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах. Каргопольская игрушка- Кони, утушки, кукушки. Вы красивы, вы баски- Очень яркие мазки. Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки. Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки. Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках. Шли Матрёшки по дорожке Было их немножечко, Три Матрёны, три матрёшки И одна Матрёшечка. Матрёшка – символ русского народного искусства. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную. - Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали? - А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец! 11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки. - Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 40 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками. - Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик, который подходит вашему настроению после урока.( 41 слайд) - Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ. - Спасибо за урок. ( 42 слайд). Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова. Урок окончен. До свидания.