Урок литературного чтения во 2 классе по ОС «Школа 2100» Тип урока: урок знакомство с новым текстом Тема урока: Богатырская сказка про Илью Муромца Задачи урока: - обобщить знания о разных видах сказок; - обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации; - формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания; - развивать умение аргументировать свою точку зрения, свое отношение к прочитанному; -учить работать по предложенному учителем плану; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, - развивать умение работать в микрогруппах; - учить эмоционально «проживать» текст Оборудование: презентация Организация рабочих мест: на столах: учебник, толковый словарик Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей I.Организационный момент
- Прозвенел звонок веселый, Вы начать урок готовы? 1.Самоконтроль готовности 2.Реакция на учителя, внимание 3.Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет
Да. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. II.Речевая разминка
Слайд
Слайд
Слайд
- Для того, чтобы работа на уроке прошла успешно проведем речевую разминку
-Покажите артикуляцию звуков
-Произнесите хором
-Прочитайте скороговорку (медленно читает учитель, затем хором дети, хором девочки, хором мальчики) Молодцы! Продолжаем наш урок
А- О-У-Э-Ю О-У-Ы-А-Э А-Ы-О-Э-У
РА-РО-РУ-РЫ РЯ-РЕ-РЮ-РИ АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ
От топота копыт пыль по полю летит.
III.Проверка домашнего задания Слайд
Слайд -Ребята. Посмотрите, кто на экране? - О чем рассказал дедушка Федор Саше? -Давайте и мы с вами вспомним, что такое былина?
-Почему она так называется?
-О чем рассказывается в былинах?
-Кто их сочинял? Известны ли авторы? -Назовите героев русских былин. -Как и где исполнялись былины в древности? Дедушка Федор
О былинах
Былина – это жанр устного народного творчества.
Былина от слова «быль», «было»
В былинах рассказывается о победах и сражениях русских воинов
Былины сочиняли сказители. Авторы их не известны Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец
Былины исполнялись на праздниках и пирах. Их рассказывали нараспев, играя на гуслях
Работа с Цорами -А теперь поработаем за компьютерами и проверим, как вы усвоили домашнее задание. -Даша. Ты сколько нашла ошибок в тексте? -Молодцы! С заданием все справились. Я вижу, вы все хорошо приготовили домашнее задание. Работа с Цорами: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/831652d0-ed9e-4e2a-ad15-3c6ef17a0207/%5BNS-LIT_2-04%5D_%5BQS_031%5D.html
IV.Актуализация знаний
Слайд -А я предлагаю вам выполнить еще одно задание. -Закрыли страницу. Открыли 18 задание.
-Какое задание предстоит выполнить? -Какие сказки вы отнесли к народным?
- К авторским?
-Ребята, а как вы думаете, почему я дала именно это задание? Какое отношение имеет это задание к нашему уроку?
-Посмотрите на экран, вспомните название раздела о ком или о чем мы будем говорить на уроке? -Как называются сказки о богатырях? Работа с Цорами: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9de07af-8d53-4f22-8cad-c96bd2ea3324/%5BNS-LIT_2-01%5D_%5BID_016%5D.swf
Перетащи мышью название сказки в нужную книжку.
Маша и медведь. Кот и лиса. Морозко. По щучьему велению.
Слайд -Откройте учебники на с.185 -Прочитайте название произведения -Кто автор сказки про Илью Муромца? -Значит, это народная сказка. -Можно по названию предположить о ком сказка? В селе Карачарово, что под городом Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец- реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую, за вдов, за сирот, за бедных людей…» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая киев от набегов врагов. За свои подвиги был причислен к лику святых и удостоился захоронению в Киево – Печорской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.
-Вот о таком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать. -предложите свои варианты работы над сказкой. -правильно, а я предлагаю следующий план работы. Сегодня на уроке мы будем читать сказку с комментированием, парами, выборочное чтение, работать над значением слов и выражений. -Итак, приступаем к реализации нашего плана. -Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 185. -Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки? -Где Илья? Как догадались?
Нет автора
Одежда, посуда, прически. VI.Работа с текстом во время чтения -Давайте прочитаем сказку.
После чтения 1- ой части. -Как звали отца и мать Ильи? -А какая у них была фамилия? -Правильно, раньше на Руси фамилий не было. -Что огорчало родителей? Чтение сказки «цепочкой»
У них не было фамилий VII.Минутка отдыха Звучит песня «Богатырская наша сила» Слайд -Встали, выпрямились
-Продолжаем чтение сказки. Чтение 2-ой части. -Сколько лет прошло? -Изменилось ли что-то?
Чтение «цепочкой» VIII.Работа в парах
Словарная работа
Слайд -Следующие два абзаца прочитайте парами. -Задайте друг другу вопросы.
-Оцените свою работу в паре по алгоритму самооценки.
-Продолжаем чтение сказки. -Кто такой странник? Найдите значение этого слова в толковом словарике. -В чем просили странники принести воды? В какой чаше? -Сравните эту чашу с ведром. В чашу умещается одно ведро и еще его половинка.
-Как понимаете фразу «выпивает единым духом»? Найдите в словарике. -Я продолжу чтение, а вы следите за мной. -Сколько раз испил воду Илья? -Какое чудо произошло с Ильей? Чтение текста «паровозиком» -Найдите значение слова «тын» в словарике.
Сколько лет прожил Илья? Куда ушли старики? Зачем ушли старики в лес?
Дети следят IX.Работа с текстом после чтения -Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? Почему? -Какой наказ они ему дали? Найдите это в тексте. -Прочитайте хором. -Так какой же наказ дали странники Илье? -Предположите, что же произошло с Ильей дальше?
-Правы вы или нет, поможет вам разобраться компьютер. Пересели за компьютеры, открыли 14 задание. Прочитали задание.
-Я с Буратино согласна, вы составили настоящий диафильм. -Давайте озвучим кадры этого диафильма. -Инна и Игорь озвучьте первый кадр, а остальные слушают. -Второй, третий, четвертый -Ребята вам понравилось, как читал диктор
Работа с Цорами: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc9a2c8b-a532-4823-81f8-ee76ac662a13/%5BNS-LIT_2-04%5D_%5BID_035%5D.swf
X.Домашнее задание -Дома научиться читать сказку также выразительно, как вы слышали и нарисовать не достающие кадры к диафильму. XI.Итог урока
Слайд -А теперь подведем итог урока. -Все из намеченного нами на уроке мы сделали. -Какой вид работ вам больше всего понравился? Рефлексия -Открыли дневники и отразите свое впечатление от урока. -Ребята, мне кажется, что большинство из вас закрасили кружочек «зеленым» и я даже знаю, почему? -Потому что вы сегодня: «МОЛОДЦЫ!» -Ребята, наш домовой Афанасий весь урок тихонечко сидел за доской и все слышал и видел. Он так же считает, что вы «Молодцы!» и дарит вам сладкие призы. Работа с дневниками