«Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН
«Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»
Выполнила: Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Энтузиастская ООШ»
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ и ЭОР по теме: «Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»
предмет класс Русский язык, 6 класс Тема урока, № урока по теме Развитие речи. Написание мини-сочинения №19 Актуальность использования средств ИКТ Использование ИКТ позволяет обеспечить наглядность на уроке : портрет автора, разнообразить деятельность учащихся Цели урока 1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения Обучающие 2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету Развивающие Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. Воспитательные Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР наCD, ресурсы Интернет Универсальные Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Программные средства, компьютер, проектор, экран. Организационная структура урока Этап 1 Организационный Задачи Активизировать внимание учащихся, развивать речемыслительные способности, творчество учащихся. длительность этапа 3 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Просмотр : знакомство с автором Портрет
Форма организации деятельности учащихся Совместный просмотр Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе Активизация внимания учащихся, объявление задач урока Промежуточный контроль Фронтальные вопросы Этап 2 Проверочный Задачи Помочь учащимся провести компрессию текста: из полного объёма сделать сжатое изложение материала Длительность этапа 10 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Презентация материала Презентация материала
Форма организации деятельности учащихся Коллективная работа и индивидуальное прочтение, ответы на вопросы учителя Кроссворд для 6 класса
Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе Направляющие, помощь учащимся. Промежуточный контроль Речемыслительная деятельность : проговаривание компрессионного текста. Этап 3 Основной. Задачи Организовать самостоятельную работу учащихся Длительность этапа 20 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Презентация Презентация о создателе словаря
Форма организации деятельности учащихся Беседа, работа с учебником. Компрессия текста. Орфографическая зоркость. Задание для учащихся 6 класса
Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе Обучающие Промежуточный контроль Проверка компрессии данного текста Форма. Развитие речи
Этап 4 Самоконтроль Задачи Проверить, как учащиеся поняли учебный материал : особенности построения сжатого изложения Длительность этапа 5 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Работа по презентации: слайды с готовым изложением Форма организации деятельности учащихся Самостоятельная работа учащихся. Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе Направляющая Промежуточный контроль Самопроверка, самооценка Викторина
Итоговый контроль, подведение итогов 2 мин.
Проведение урока. Учебник: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) Цели: 1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения 2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету 3.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, разработанная презентация. 1. Организационный момент. 2. Целеполагание Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения. Слайд 1 3. Лингвистическая разминка. - Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). Слайд 2 - Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно, компрессивно). Слайд 3 - Что должно быть отражено в сжатом изложении ? (ответы учащихся, затем следующий слайд) Слайд 4 • основное содержание текста; • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; • главные мысли основных микротем. - Что особенно важно при написании сжатого изложения? • соблюдать связность текста; • заменить большие по объему предложения синонимичными. Слово учителя о В.И.Дале. Лекция. Слайд 5 (Портрет В.И.Даля) Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях. Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору. Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края. «В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры». В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край. Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым». С 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря». Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах . Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения. Первичное прослушивание текста. Слайд 6.Словарная работа Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели. Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми). Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном. Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин. Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье. 7. Работа с текстом. Беседа по вопросам. - какова тема текста? - основная мысль? - озаглавьте текст. - определим количество микротем (абзацев) в тексте. - выделите в каждой микротеме основные факты и действия. 8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы. Слайд 6 9. Работа над 1-й микротемой: - 1-е предложение: Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом) - 2-е предложение: Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока). - 3-е и 4-е предложения Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо 10. Творческое задание. Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия. - чтение полученных текстов; (использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации. 11. Самостоятельная работа: переписать изложение в тетради. 12. Подведение итогов работы. - какие приемы сжатия текста вы использовали? 13.Домашнее задание: выучить определение «изложение», побеседовать с родителями на тему урока «о В.И.Дале». Литература. 1.Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; Просвещение, 2008 2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 3. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/mezhpredmetnye-svyazi-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury 4.https://docs.google.com/drawings/d/1HZdsbtV3bPrqr2gMDUKZVq4M7Ikc83ocIatqqzudm0k/edit Кто изображён на рисунке? 5.https://docs.google.com/forms/d/1nh06Zm7S_o5zfpxwaDboKgGfm_qMhY1izo2lu-mebPk/edit Форма -проверка 6.https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0ApJUeIwxuLHwdG5qeGhJOTl5REFJb1hvOUxTR3pwenc&usp=drive_web#gid=0 таблица рефлексии 7.https://docs.google.com/document/d/1Js4-xYc3LG9UkaPR8poCExl_f7Oy37WdGuOpRfK_rqs/edit урок1 8.https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0ApJUeIwxuLHwdHZiRDdHRXliM2NpX3RRaXVSb0w5Q3c&usp=drive_web#gid=0 Развитие речи. Ответы. 9.https://docs.google.com/forms/d/1eCX83lTqVt5_BQwgN5idzuOthCXsdxevvcB1LCIvcdg/edit Развитие речи. Изложение. Форма. 10.https://docs.google.com/document/d/1f5KSu4k8WfFQ_dhXe3bfzt4bycrTserF9-YT65YZaRo/edit – урок2
Старалась, дорогие коллеги, правда. Спасибо, что материал понравился. Он у меня участвует в Лингвистической неделе по русскому языку. Посмотрим результат. Ещё раз спасибо за отзывы.
Интересный урок, Светлана Алексеевна. Хорошо, что Вы дали ссылки, можно просмотреть используемые на уроке ресурсы, которые Вы же и создали. На мой взгляд, Вам всё удалось!
Выдержана структура урока в соответствии с технологической картой ,урок сконструирован с использованием ИКТ и ЭОР.Постоянно используется промежуточный контроль,различные формы деятельности учащихся,идет постоянное развитие речемыслительной деятельности учащихся,урок насыщен ЭОР.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]