Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 06.05.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    «Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»
    ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
    ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН

    «Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение.
    Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»

    Выполнила: Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Энтузиастская ООШ»

    Технологическая карта конструирования урока
    с использованием средств ИКТ и ЭОР по теме:
    «Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение.
    Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»

    предмет класс Русский язык, 6 класс
    Тема урока, № урока по теме Развитие речи. Написание мини-сочинения №19
    Актуальность использования средств ИКТ Использование ИКТ позволяет обеспечить наглядность на уроке : портрет автора, разнообразить деятельность учащихся
    Цели урока
    1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения Обучающие
    2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету Развивающие
    Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. Воспитательные
    Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР наCD, ресурсы Интернет Универсальные
    Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Программные средства, компьютер, проектор, экран.
    Организационная структура урока
    Этап 1 Организационный
    Задачи Активизировать внимание учащихся, развивать речемыслительные способности, творчество учащихся.
    длительность этапа 3 мин.
    Основной вид деятельности со средствами ИКТ Просмотр : знакомство с автором Портрет

    Форма организации деятельности учащихся Совместный просмотр
    Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе Активизация внимания учащихся, объявление задач урока
    Промежуточный контроль Фронтальные вопросы
    Этап 2 Проверочный
    Задачи Помочь учащимся провести компрессию текста: из полного объёма сделать сжатое изложение материала
    Длительность этапа 10 мин.
    Основной вид деятельности со средствами ИКТ Презентация материала Презентация материала

    Форма организации деятельности учащихся Коллективная работа и индивидуальное прочтение, ответы на вопросы учителя
    Кроссворд для 6 класса

    Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе Направляющие, помощь учащимся.
    Промежуточный контроль Речемыслительная деятельность : проговаривание компрессионного текста.
    Этап 3 Основной.
    Задачи Организовать самостоятельную работу учащихся
    Длительность этапа 20 мин.
    Основной вид деятельности со средствами ИКТ Презентация Презентация о создателе словаря

    Форма организации деятельности учащихся Беседа, работа с учебником. Компрессия текста. Орфографическая зоркость.
    Задание для учащихся 6 класса

    Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе Обучающие
    Промежуточный контроль Проверка компрессии данного текста Форма. Развитие речи

    Этап 4 Самоконтроль
    Задачи Проверить, как учащиеся поняли учебный материал : особенности построения сжатого изложения
    Длительность этапа 5 мин.
    Основной вид деятельности со средствами ИКТ Работа по презентации: слайды с готовым изложением
    Форма организации деятельности учащихся Самостоятельная работа учащихся.
    Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе Направляющая
    Промежуточный контроль Самопроверка, самооценка
    Викторина

    Итоговый контроль, подведение итогов 2 мин.

    Проведение урока.
    Учебник: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.)
    Цели:
    1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения
    2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету
    3.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, разработанная презентация.
    1. Организационный момент.
    2. Целеполагание
    Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения. Слайд 1
    3. Лингвистическая разминка.
    - Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). Слайд 2
    - Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно, компрессивно). Слайд 3
    - Что должно быть отражено в сжатом изложении ? (ответы учащихся, затем следующий слайд) Слайд 4
    • основное содержание текста;
    • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
    • главные мысли основных микротем.
    - Что особенно важно при написании сжатого изложения?
    • соблюдать связность текста;
    • заменить большие по объему предложения синонимичными.
    Слово учителя о В.И.Дале. Лекция. Слайд 5 (Портрет В.И.Даля)
    Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.
    Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору. Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края. «В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».
    В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.
    Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым». С 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря».
    Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах . Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.
    Первичное прослушивание текста. Слайд 6.Словарная работа
    Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.
    Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).
    Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.
    Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.
    Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.
    7. Работа с текстом.
    Беседа по вопросам.
    - какова тема текста?
    - основная мысль?
    - озаглавьте текст.
    - определим количество микротем (абзацев) в тексте.
    - выделите в каждой микротеме основные факты и действия.
    8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы. Слайд 6
    9. Работа над 1-й микротемой:
    - 1-е предложение:
    Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)
    - 2-е предложение:
    Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).
    - 3-е и 4-е предложения
    Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо
    10. Творческое задание.
    Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.
    - чтение полученных текстов;
    (использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.
    11. Самостоятельная работа: переписать изложение в тетради.
    12. Подведение итогов работы.
    - какие приемы сжатия текста вы использовали?
    13.Домашнее задание: выучить определение «изложение», побеседовать с родителями на тему урока «о В.И.Дале».
    Литература.
    1.Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; Просвещение, 2008
    2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    3. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/mezhpredmetnye-svyazi-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury
    4.https://docs.google.com/drawings/d/1HZdsbtV3bPrqr2gMDUKZVq4M7Ikc83ocIatqqzudm0k/edit Кто изображён на рисунке?
    5.https://docs.google.com/forms/d/1nh06Zm7S_o5zfpxwaDboKgGfm_qMhY1izo2lu-mebPk/edit Форма -проверка
    6.https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0ApJUeIwxuLHwdG5qeGhJOTl5REFJb1hvOUxTR3pwenc&usp=drive_web#gid=0 таблица рефлексии
    7.https://docs.google.com/document/d/1Js4-xYc3LG9UkaPR8poCExl_f7Oy37WdGuOpRfK_rqs/edit урок1
    8.https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0ApJUeIwxuLHwdHZiRDdHRXliM2NpX3RRaXVSb0w5Q3c&usp=drive_web#gid=0 Развитие речи. Ответы.
    9.https://docs.google.com/forms/d/1eCX83lTqVt5_BQwgN5idzuOthCXsdxevvcB1LCIvcdg/edit Развитие речи. Изложение. Форма.
    10.https://docs.google.com/document/d/1f5KSu4k8WfFQ_dhXe3bfzt4bycrTserF9-YT65YZaRo/edit – урок2
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: СветиКС (12.11.2013)
    Просмотров: 23126 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 5
    5 Светлана5759  
    Спасибо за разработку, замечательный урок и ресурсы. Успехов в дальнейшем творчестве!

    4 wasa70  
    Согласна с мнением коллег, мне урок тоже понравился, спасибо за ссылки, можно использовать в своей работе.

    3 СветиКС  
    Старалась, дорогие коллеги, правда. Спасибо, что материал понравился. Он у меня участвует в Лингвистической неделе по русскому языку. Посмотрим результат. 
    Ещё раз спасибо за отзывы. love

    2 Lissa  
    Интересный урок, Светлана Алексеевна. Хорошо, что Вы дали ссылки, можно просмотреть используемые на уроке ресурсы, которые Вы же и создали. На мой взгляд, Вам всё удалось!

    1 зая5817  
    Выдержана структура урока в соответствии с технологической картой ,урок сконструирован с использованием ИКТ и ЭОР.Постоянно используется промежуточный контроль,различные формы деятельности учащихся,идет постоянное развитие речемыслительной деятельности учащихся,урок насыщен ЭОР.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]