Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 11:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    План - конспект урока по русскому языку в 7 классе.
    Урок русского языка в 7 классе.
    Тема: «Причастие. Повторение и обобщение изученного»

    Цели:
    образовательные:
    - обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи;
    - закрепить умение находить причастие в тексте и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
    - закрепить умение конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
    - совершенствовать навыки морфологического разбора причастий;
    развивающие:
    - развитие внимания, памяти, мышления и речи учащихся;
    - расширение кругозора учащихся;
    - развитие умения применять знания на практике;
    - развитие умения работать в заданном темпе;
    воспитывающие:
    - воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных упражнений, а также через выбор формы урока-экскурсии);
    - воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
    Тип урока: повторение и обобщение изученного (учебник – Русский язык 7 класс /Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.)
    Вид урока: урок-экскурсия.
    Форма урока: на основе ИКТ, с элементами групповой технологии.
    Оборудование к уроку: красочно оформленный маршрутный лист для каждого ученика, фотографии, посвященные родному краю, компьютерная презентация, интерактивный тест (создан с помощью ADSoft Tester).

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке.
    2. Вступительное слово учителя. Тема и цель урока.
    - Идешь порою в школу по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край!
    Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это Советский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие.
    - Вы будете работать в маршрутных картах (Приложение 1), на которых отмечен путь нашей экскурсии. Запишите тему урока: «Причастие. Повторение и обобщение изученного».
    3. Проверка домашнего задания.
    - Дома вы учили отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». Напишите его по памяти.

    4. Письмо по памяти. (Один ученик на обратной стороне доски; затем – самопроверка; звучит выразительное чтение стихотворения).
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.

    5. Работа с текстом стихотворения.
    - Какова тема этого стихотворения? (Родина, любовь к родине)
    - Какой видит Родину лирический герой? Что дорого ему? (Лирическому герою дорога самая обычная Родина, то есть лишенная патетики, торжественности, он не приукрашивает ее. Его взгляд останавливается на милых сердцу местах: спаленная жнива, степь, обоз, ночующий в степи, желтая нива, белеющие березы.)
    - А почему березы не просто белые, а именно белеющие? («Белеющие», возможно, потому, имеется в виду не только цвет дерева, а и то, что березки как бы излучают свет, который притягивает к себе... Не случайно березка – это символ России.)

    6. Работа по теме урока.

    а) «Узнавание причастия в лицо»
    - Найдем в строчках стихотворений Лермонтова причастия и докажем, что нашли их правильно.
    (Учащиеся обозначают суффиксы и подчеркивают причастия как члены предложения, один ученик работает у доски.)
    Причастия:
    «спаленной» - образовано от глагола с помощью суффикса –енн- и обозначает признак предмета по действию: жнива, которую спалили;
    «ночующий» - образовано от глагола с помощью суффикса –ющ- и обозначает признак предмета по действию: обоз, который ночует;
    «белеющих» - образовано от глагола с помощью суффикса –ющ- и обозначает признак предмета по действию: березы, которые белеют.

    б) «Вспомним морфологические признаки причастия»

    Это счастье огромное,
    Это радость безмерная –
    Возвращаться на родину
    После дальних дорог.
    Мы, конечно же, помнили,
    Как любовь свою первую,
    Этот тонущий в зелени,
    Малый наш городок.

    - Эти замечательные слова Ивана Рудакова можно отнести и к нашей малой родине.(Село Мечетное)
    - А встретилось ли здесь причастие?
    - Давайте составим его автобиографию . (Прошу учеников объяснить значение этого слова.)
    Автобиография причастия Тонущий
    Я, причастие Тонущий, происхожу из семьи прилагательного и глагола. Мой отец (глагол) оставил мне значение действия, настоящего времени, несовершенный вид. Мать (прилагательное) оставила в наследство вопрос «какой?», свою синтаксическую роль – определение, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа и винительного падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - обозначать признак предмета по действию.
    в) «Синонимические конструкции». Устная работа.
    - С какой целью причастия используются в речи? (Они украшают речь, делают ее выразительной, обозначают динамичные признаки.

    - Сравним предложения:
    Мечетка – узкая река, протекающая по территории нашей деревни.
    Мечетка – узкая река, которая протекает по территории нашей деревни.
    - Как называются такие конструкции? (Синонимические синтаксические конструкции)
    - В чем между ними разница? Преимущество первой конструкции с причастным оборотом в ее лаконизме, акцент делается на признак предмета, употребляются такие предложения в основном в книжной речи. Во второй конструкции с придаточным предложением внимание акцентируется на действии, указанном в придаточном предложении, используются в стилистически нейтральной речи.

    г) А теперь вспомним орфограммы в суффиксах причастий
    Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий.
    Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нем только что были посаже…ы около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украше...ый тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно вымета…ая, обращен был в некоше…ый луг, на котором паслась опута…ая лошадь.

    д) Н-НН в причастиях. Работа по группам.
    - Как хорошо в солнечный денек расположиться на живописном берегу речки, отдохнуть, а может, и устроить пикник. Но ведь на пикник с пустыми руками не отправишься! Поэтому следующее задание: купить как можно больше товара (то есть правильно написать суффиксы причастий и отглагольных прилагательных).
    Объединитесь в группы и соберите свои «Корзинки для пикника» (каждая группа получает ватман с написанными на нем словосочетаниями). Помните, что положить в корзинку вы должны только те продукты, в названии которых встречаются причастия. Орфограммы обозначьте.

    1 группа
    пропита...ный сиропом бисквит
    клюкве...ный кисель
    купле...ная на рынке клубника
    привезе...ный издалека ананас
    соле...ные огурцы
    запече...ные яблоки

    2 группа
    туше...ное мясо
    фарширова...ные помидоры
    реза...ная крупными кольцами морковь
    копче...ная рыба
    приготовле...ный по особому рецепту картофель
    обжаре...ный лук

    3 группа
    масле...ные блины
    маринова...ный перец
    рубле...ная петрушка
    жаре...ные баклажаны
    сорва...ные с дерева груши
    туше...ная в маринаде рыба

    - Проведем проверку. Каждая группа представляет результат своей работы, объясняя условия выбора.
    - Итак, сделаем вывод: при каких условиях в суффиксе причастий нужно написать одну букву Н, а при каких – две Н?
    е) Творческая работа «Наш маршрут» (Повторение пунктуации при причастном обороте)
    - Дальше наш путь лежит к расположенной в центре библиотеке. Вам нужно придумать предложения вашего маршрута с причастными оборотами, где причастные могут занимать разное место по отношению к определяемому слову.

    7. Работа с тестом. ТЕСТ по теме: «Причастие» (распечатать)
    Самостоятельная работа. Написать сочинение – миниатюру «Прогулка по моему селу». Проверка написанных сочинений.

    Домашнее задание. (Тесты)
    №1 Работа с тестом
    А) пишутся -НН
    1. Свежемороже.. ые овощи, 3.груже…я баржа,
    2. Фарширова…ый перец, 4.смышле…ый малыш;
    Б) пишется н
    1. Варе…ый картофель, 3.Организова…ая шефами,
    2. Убра…ые вещи, 4.Потуше…ые огни;
    В) пишутся -НН
    1. Дитя ипуга…о.
    2. Огни потуше...ы.
    3. Реше…ая задача.
    4. Суше…ые ягоды.
    Г) пишется -Н
    1. Слома…а ребенком.
    2. Броше…ый камень.
    3. Искуса…ый комаром.
    4. Вытка…ый ковер.

    №2 упр. 21 стр. 60
    №3 параграф 22 (сделать памятку - конспект)
    Подведение итогов урока.
    - Рефлексия
    - Достигнута ли цель нашего урока?
    - Что нового вы узнали?
    Заполните таблицу и оцените себя на уроке.
    «5» «4» «3»
    Я усвоил(а) и закрепил(а) тему урока
    Моя работа на уроке
    Работа группы

    10. Заключительное слово учителя.
    - Любите свой край, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!

    А в родимом краю и березки другие,
    И душистей сирень, зеленей тополек.
    Много мест на земле, только в нашей России,
    Может каждый по сердцу найти уголок.

    И куда бы он ни был заброшен судьбой,
    И каких бы дорог после не было пройдено,
    Человек будет знать - у него за спиной
    Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина

    11. Спасибо всем за урок.

    Маршрутная карта

    учени ________ _______ класса _______________________ (фамилия, имя)

    1. Тема урока: «___________________________________________________________».
    2. Письмо по памяти. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Автобиография причастия _____________________________ .

    Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.
    Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________ время, ______________________ вид.
    Мать ( ____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.
    Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.
    Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - _______________________________.
    4. Гласные в суффиксах причастий.
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нем только что были посаже…ы около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украше...ый тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно вымета…ая, обращен был в некоше…ый луг, на котором паслась опута…ая лошадь.

    6. Творческая работа «Наш маршрут» (Повторение пунктуации при причастном обороте)

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: NatalyaS (14.04.2014)
    Просмотров: 1575 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]