Статистика |
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
План - конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Причастие. Повторение и обобщение изученного»
Цели: образовательные: - обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи; - закрепить умение находить причастие в тексте и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий; - закрепить умение конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; - совершенствовать навыки морфологического разбора причастий; развивающие: - развитие внимания, памяти, мышления и речи учащихся; - расширение кругозора учащихся; - развитие умения применять знания на практике; - развитие умения работать в заданном темпе; воспитывающие: - воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных упражнений, а также через выбор формы урока-экскурсии); - воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю. Тип урока: повторение и обобщение изученного (учебник – Русский язык 7 класс /Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.) Вид урока: урок-экскурсия. Форма урока: на основе ИКТ, с элементами групповой технологии. Оборудование к уроку: красочно оформленный маршрутный лист для каждого ученика, фотографии, посвященные родному краю, компьютерная презентация, интерактивный тест (создан с помощью ADSoft Tester).
Ход урока
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке. 2. Вступительное слово учителя. Тема и цель урока. - Идешь порою в школу по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это Советский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие. - Вы будете работать в маршрутных картах (Приложение 1), на которых отмечен путь нашей экскурсии. Запишите тему урока: «Причастие. Повторение и обобщение изученного». 3. Проверка домашнего задания. - Дома вы учили отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». Напишите его по памяти.
4. Письмо по памяти. (Один ученик на обратной стороне доски; затем – самопроверка; звучит выразительное чтение стихотворения). Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.
5. Работа с текстом стихотворения. - Какова тема этого стихотворения? (Родина, любовь к родине) - Какой видит Родину лирический герой? Что дорого ему? (Лирическому герою дорога самая обычная Родина, то есть лишенная патетики, торжественности, он не приукрашивает ее. Его взгляд останавливается на милых сердцу местах: спаленная жнива, степь, обоз, ночующий в степи, желтая нива, белеющие березы.) - А почему березы не просто белые, а именно белеющие? («Белеющие», возможно, потому, имеется в виду не только цвет дерева, а и то, что березки как бы излучают свет, который притягивает к себе... Не случайно березка – это символ России.)
6. Работа по теме урока.
а) «Узнавание причастия в лицо» - Найдем в строчках стихотворений Лермонтова причастия и докажем, что нашли их правильно. (Учащиеся обозначают суффиксы и подчеркивают причастия как члены предложения, один ученик работает у доски.) Причастия: «спаленной» - образовано от глагола с помощью суффикса –енн- и обозначает признак предмета по действию: жнива, которую спалили; «ночующий» - образовано от глагола с помощью суффикса –ющ- и обозначает признак предмета по действию: обоз, который ночует; «белеющих» - образовано от глагола с помощью суффикса –ющ- и обозначает признак предмета по действию: березы, которые белеют.
б) «Вспомним морфологические признаки причастия»
Это счастье огромное, Это радость безмерная – Возвращаться на родину После дальних дорог. Мы, конечно же, помнили, Как любовь свою первую, Этот тонущий в зелени, Малый наш городок.
- Эти замечательные слова Ивана Рудакова можно отнести и к нашей малой родине.(Село Мечетное) - А встретилось ли здесь причастие? - Давайте составим его автобиографию . (Прошу учеников объяснить значение этого слова.) Автобиография причастия Тонущий Я, причастие Тонущий, происхожу из семьи прилагательного и глагола. Мой отец (глагол) оставил мне значение действия, настоящего времени, несовершенный вид. Мать (прилагательное) оставила в наследство вопрос «какой?», свою синтаксическую роль – определение, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа и винительного падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - обозначать признак предмета по действию. в) «Синонимические конструкции». Устная работа. - С какой целью причастия используются в речи? (Они украшают речь, делают ее выразительной, обозначают динамичные признаки.
- Сравним предложения: Мечетка – узкая река, протекающая по территории нашей деревни. Мечетка – узкая река, которая протекает по территории нашей деревни. - Как называются такие конструкции? (Синонимические синтаксические конструкции) - В чем между ними разница? Преимущество первой конструкции с причастным оборотом в ее лаконизме, акцент делается на признак предмета, употребляются такие предложения в основном в книжной речи. Во второй конструкции с придаточным предложением внимание акцентируется на действии, указанном в придаточном предложении, используются в стилистически нейтральной речи.
г) А теперь вспомним орфограммы в суффиксах причастий Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нем только что были посаже…ы около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украше...ый тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно вымета…ая, обращен был в некоше…ый луг, на котором паслась опута…ая лошадь.
д) Н-НН в причастиях. Работа по группам. - Как хорошо в солнечный денек расположиться на живописном берегу речки, отдохнуть, а может, и устроить пикник. Но ведь на пикник с пустыми руками не отправишься! Поэтому следующее задание: купить как можно больше товара (то есть правильно написать суффиксы причастий и отглагольных прилагательных). Объединитесь в группы и соберите свои «Корзинки для пикника» (каждая группа получает ватман с написанными на нем словосочетаниями). Помните, что положить в корзинку вы должны только те продукты, в названии которых встречаются причастия. Орфограммы обозначьте.
1 группа пропита...ный сиропом бисквит клюкве...ный кисель купле...ная на рынке клубника привезе...ный издалека ананас соле...ные огурцы запече...ные яблоки
2 группа туше...ное мясо фарширова...ные помидоры реза...ная крупными кольцами морковь копче...ная рыба приготовле...ный по особому рецепту картофель обжаре...ный лук
3 группа масле...ные блины маринова...ный перец рубле...ная петрушка жаре...ные баклажаны сорва...ные с дерева груши туше...ная в маринаде рыба
- Проведем проверку. Каждая группа представляет результат своей работы, объясняя условия выбора. - Итак, сделаем вывод: при каких условиях в суффиксе причастий нужно написать одну букву Н, а при каких – две Н? е) Творческая работа «Наш маршрут» (Повторение пунктуации при причастном обороте) - Дальше наш путь лежит к расположенной в центре библиотеке. Вам нужно придумать предложения вашего маршрута с причастными оборотами, где причастные могут занимать разное место по отношению к определяемому слову.
7. Работа с тестом. ТЕСТ по теме: «Причастие» (распечатать) Самостоятельная работа. Написать сочинение – миниатюру «Прогулка по моему селу». Проверка написанных сочинений.
Домашнее задание. (Тесты) №1 Работа с тестом А) пишутся -НН 1. Свежемороже.. ые овощи, 3.груже…я баржа, 2. Фарширова…ый перец, 4.смышле…ый малыш; Б) пишется н 1. Варе…ый картофель, 3.Организова…ая шефами, 2. Убра…ые вещи, 4.Потуше…ые огни; В) пишутся -НН 1. Дитя ипуга…о. 2. Огни потуше...ы. 3. Реше…ая задача. 4. Суше…ые ягоды. Г) пишется -Н 1. Слома…а ребенком. 2. Броше…ый камень. 3. Искуса…ый комаром. 4. Вытка…ый ковер.
№2 упр. 21 стр. 60 №3 параграф 22 (сделать памятку - конспект) Подведение итогов урока. - Рефлексия - Достигнута ли цель нашего урока? - Что нового вы узнали? Заполните таблицу и оцените себя на уроке. «5» «4» «3» Я усвоил(а) и закрепил(а) тему урока Моя работа на уроке Работа группы
10. Заключительное слово учителя. - Любите свой край, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!
А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле, только в нашей России, Может каждый по сердцу найти уголок.
И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать - у него за спиной Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина
11. Спасибо всем за урок.
Маршрутная карта
учени ________ _______ класса _______________________ (фамилия, имя)
1. Тема урока: «___________________________________________________________». 2. Письмо по памяти. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Автобиография причастия _____________________________ .
Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________ время, ______________________ вид. Мать ( ____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - _______________________________. 4. Гласные в суффиксах причастий. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нем только что были посаже…ы около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украше...ый тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно вымета…ая, обращен был в некоше…ый луг, на котором паслась опута…ая лошадь.
6. Творческая работа «Наш маршрут» (Повторение пунктуации при причастном обороте)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: NatalyaS (14.04.2014)
|
Просмотров: 1575
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|