Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс
Тема: «Греческие полисы и Великая колонизация» Цели: 1. подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; 2. познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации; 3. обеспечить усвоение понятий «полис», «акрополь», «агора», «великая колонизация», «амфора», «аристократия», «тиран», «Демос»; 4. сформировать умение работать с исторической картой; работать с историческими документами. 5. воспитывать патриотизм.
Оборудование: Настенная карта «Древняя Греция», атлас по истории древнего мира, проектор, экран, учебник, презентация.
Ход урока 1. Организационный момент Начинаем мы урок, Пусть для всех он будет в прок. Стоп, колени не дрожите, Руки к верху поднимите. Вправо, влево головой, Сели тихо мы с тобой! 2. Проверка знаний учащихся Учитель: Итак, вам предлагается выполнить несколько заданий на повторение ( по теме: религия древних греков)
Проверка знаний (все высвечивается на большом экране, через проектор) 1тест
1. Юная богиня красоты и любви? а) Гера Б) Афина В) Афродита
2. Чудовища с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте? А) Цербер Б) Минотавр В) Приам 3. Царь города Трои? А) Гектор Б) Минос В) Приам
4. Каким морями омывается территория Греции? А) Ионическим и Эгейским морями Б) Красным и желтым морями В) балтийским и Северным морями 5. Кто выковал щит Ахиллесу? А) Гефест Б) Гермес В) Гомер
6. Огромный дворец с множеством комнат и запутанных коридоров? А) замок Б) пирамида В) лабиринт
Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остано¬вилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извер¬жение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров. Греческие города, объединенные под правительством царя Микен 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо. И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились об-рабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали по¬являться полисы.
III. Изучение новой темы. План 1) «Греческое чудо». 2) Древнегреческие полисы. 3) Великая колонизация. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?
(На доске тема урока, словарь; полис, демос, «акрополь», «агора», «великая колонизация», «амфора», «аристократия», «тиран», «Демос»;
1. Рассказ учителя. Лет 300 Греция находилась в упадке развитие было замедленно (культура, забыли письмо, не умели строить корабли). Но у них было одно важное преимущество о котором мы сейчас послушаем. Ваша задача внимательно послушать, просмотреть иллюстрации и подумайте, что же ученые называют «Греческим чудом»? Доклад ученика Артема «Греческое чудо» В следующие 300 лет греки смогли обогнать в развитии все соседние страны. Они сделали решающий шаг от первобытности к цивилизации, создали свою культуру, которая отличалась от всех культур Дальнего Востока и это назвали «Греческим чудом» В отличии от стран Востока Греция развивала по – своему. Каждый Греческий город стал центром небольшого самостоятельного государства (с правительством, войском, территорией..) Полис — город-государство со своим правительством, войском и территорией. Полисы часто сопернича¬ли между собой, но они имели общие черты: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. О том как жили в греческом полисе я предлагаю узнать из труда др. греч. Философа Аристотеля. (посмотрите на документ по окончанию текста имеются вопросы, вы должны найти предложения в тексте, которые будут ответом на них) 2. Работа с историческим документом. Аристотель. Афинская политая (Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин) ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был оли-гархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедны: находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких аренд¬ных условиях обрабатывали поля богачей. ….Вся же вообще земля в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы можно было увести в кабалу и их самих, и детей... ..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли. 5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 129. 4. Беседа по вопросам к документу. — Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.) — Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, где есть самые богатые и знатные люди.) — Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.) — За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.) — Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.) — Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли то есть не имел собственности и прав тоже.) — К чему могло привести такое положение простых людей? (Hapoд восстал против знатных...) Слайд – презентация Самыми крупными полисами Греции были Афины, Спарта и Милеет. (показать на карте)
работа по карте Ребята, что такое колония? Посмотрите внимательно, в каких направлениях разместились греческие колонии? Откройте стр 137 учебника, прочитайте содержание последнего абзаца, правы ли вы были? Задание в парах: внимательно рассмотрите карту еще раз, 1 вариант показывает 2 города - колонии с-в направления, 2-1 западного. Вызвать к доске. - Давайте проверим, что получилось у ребят – итоги работы с планом 2 человека – работа на соотнесение. Работа с классом: - Итак, ребята, в начале урока каждый из вас поставил себе задачу: найти ответ на проблемы, которые мы рассматривали при изучении темы……..? - Давайте, вместе сформулируем ответы на эти вопрос: Что такое греческое чудо? Что называется полисом? Каковы причины великой колонизации греков? А теперь давайте проверим, что получилось у ребят? презентация IV. Итог урока. Меняется все в наш век перемен, Меняется звук, меняется слог. Казалось изучено все, Но выйди за дверь – Как много вокруг неизвестных, забытых дорог….
V. Домашнее задание. & 25, в.2,19(карта) |