Цели урока: расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях компьютера. Задачи урока: • Обучающая – систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и умения при работе с графическими примитивами; повысить уровень усвоения материала по теме «Графический редактор». • Развивающая – развивать логическое мышление, композиционное мышление, художественный вкус, графические умения. • Воспитательная – воспитывать в ребенке творческое восприятие мира; выраженное индивидуальное восприятие мира через средства искусства; развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру, уважительное отношение к людям разных профессий. Тип урока: комбинированный урок (урок открытия нового знания и практического применения полученных знаний). Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная. Методы: объяснительно - иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа. Технология: системно-деятельностного обучения, групповая, ИКТ, здоровьесберегающая. Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, карточки с подсказками, презентация “Компьютерная графика”, учебник Л. Л. Босовой “Информатика. 5 класс”, рабочая тетрадь Л. Л. Босовой “Информатика. 5 класс”, карточки с индивидуальным практическим заданием, карточки с ребусами. Программное обеспечение: 1. Графический редактор Paint; 2. Презентация к уроку. Планируемые результаты: Личностные: способность связать учебное содержание с собственным опытом (целостное мировоззрение); коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предметные: формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – в данном случае схематичное представление условия математической задачи на движение. Метапредметные: владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект в графическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с графикой в среде соответствующих редакторов); владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
План урока № Этапы урока Виды и формы работы время 1 Орг. момент Проверка готовности класса к уроку, приветствие, деление на группы. Постановка цели урока. 1 мин 2 Актуализация знаний Проверка домашнего задания. 2 мин 2 Постановка учебной проблемы (Мотивация) Вступительное слово, обращение к субъективному опыту учащихся. 3 мин 3 Открытие темы урока Диалог с учащимися с использование презентации, разгадывание ребуса. 5мин 4 Открытие нового знания (Объяснение нового материала) Беседа с использованием слайдов презентации, работа в группах. 10 мин 5 Первичное закрепление изученного Работа с тетрадями 2 мин 6 Физкультминутка Упражнения для глаз, на дыхание и расслабление 2 мин 7 Закрепление полученных знаний (практическая работа на компьютере) В графическом редакторе Paint создание рисунка (индивидуально) 12 мин 8 Домашнее задание Дифференцированное, на выбор учащимися. 1мин 9 Рефлексия Ответы на вопросы учителя 2 мин 10 Самооценка Выставление оценок за урок.
Ход урока: Этап урока Действия учителя Действия учащихся 1. Организационный момент. Приветствие Проверка готовности класса к уроку Деление класса на группы Постановка цели урока (Слайд 1) - Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! - Проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал, рабочая тетрадь? - Сегодня вам предстоит вспомнить известные вам факты, открыть новые знания и научиться их применять в ходе практической работы. Я думаю, вы отлично с этим справитесь. - Итак, желаю вам всем отлично потрудиться! Учащиеся делятся на группы с помощью жетонов, проверяют готовность к уроку, портфели находятся в специально отведенном месте. 2. Актуализация знаний. - Вначале выполним проверку домашнего задания. №№ 51, 54 на стр. 84 – 85 РТ. (Слайд 2) Ответы учащихся. 2.Мотивационное начало урока (постановка учебной проблемы). - Сегодня я предлагаю вам поговорить об искусстве. (Слайд 3) Известный учёный Альберт Эйнштейн сказал: «Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом». - Ребята, как вы понимаете это выражение? - Какие виды искусства вы знаете? (Слайд 4)
- На каких уроках вы знакомились с этими видами искусства? Встречались ли вы с ними в жизни? Где?
- на ДКР, МХК, в музеях, театрах 3. Открытие темы урока. -Да, вы правильно назвали виды искусства, знакомые вам. Один из них – живопись (живое письмо), знаком вам с детства. Появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить (слайд 5). Он очень беспомощен. Но с самого рождения ему дарована удивительная способность - видеть мир своими глазами. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет выразить свои мысли и желания словами, и далек еще тот день, когда он напишет первое слово (слайд 6). - Но, получив в руки карандаш, он неумело, но настойчиво пытается что – то нарисовать. Эти рисунки – одно из средств самовыражения маленького человека. - Ребята, а помните ли вы свои первые детские книжки? (Слайд 7) - Они были очень красочными, с множеством картинок. Эти картинки хотелось долго рассматривать, они казались волшебными. Да разве может быть интересной детская книжка без картинок!? - Сегодня в ваших школьных учебниках тоже много рисунков. Каких?
- Они помогают понять и усвоить даже самый трудный материал. (Слайд 8) - Графические объекты вы встречаете каждый день. Например: рисунок, диаграмма, схема, график, фотография. – А как вы понимаете, что такое графика?
(Слайд 9). Графика – это изображения, созданные при помощи инструментов рисования и черчения. - Как вы думаете, почему на уроке информатики мы говорим об искусстве?
- Сегодня мы познакомимся с вами с одним из видов современного искусства, узнаем, кто его и как применяет. Для того, чтобы узнать тему нашего урока вы должны отгадать ребус. 1 группа отгадывает первое слово, 2 - второе слово. Если слова будут отгаданы верно, то, соединив их, мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока. (Слайд 10-12)
4. Объяснение нового учебного материала (открытие нового знания). - Ребята, вспомните, что мы называем компьютерной графикой? В чем ее отличие от живописи? (Слайд 14). Компьютерная графика – это разные виды изображений, созданные с помощью компьютера. Примеры компьютерной графики: мультфильмы, кинофильмы, реклама, клипы и др. - Ребята, как вы думаете, чтобы создавать графические изображения на компьютере нужно быть обязательно художником, иметь природный талант, или же можно научиться работать в специальной программе и создавать компьютерную графику, будучи человеком другой профессии?
- Да, действительно, люди многих профессий применяют в своей работе компьютерную графику. Каких? Ответить на этот вопрос вы сможете, поработав в группе и воспользовавшись графическими подсказками. Перед вами конверты с подсказками, поработайте с ними в составе своей группы и назовите профессии, где используется компьютерная графика. -Молодцы! Вы правильно назвали профессии людей, использующих компьютерную графику. - (Слайд 15). Это - архитектор, конструктор, инженер, дизайнер помещений, дизайнер ландшафта, мультипликатор, астроном, разработчики обуви, модельер, создатель рекламы, ученый, иллюстратор и другие. - Мир компьютерной графики огромен… -Чтобы создавать и редактировать графические изображения на компьютере существуют специальные программы – графические редакторы. - Приходилось ли вам раньше создавать графику на компьютере?
- Вы уже работали в программе Paint – простейшем графическом редакторе. Давайте вспомним, как с ней работать. (Слайд 16) - Перед вами окно программы Paint. Рассмотрим его основные элементы: Рабочая область Строка меню Строка состояния Панель инструментов Палитра Для этого один из вас может выйти к доске и показать нам эти элементы.
Ответы учащихся.
- Нет, художником быть необязательно, можно научиться работать в специальных программах и использовать в работе людей разных профессий.
Работа в группах.
Ответы учащихся. -Да, занимались в кружке и рисовали на компьютере.
Один из учеников выходит к доске и показывает те элементы, которые предлагают ему ученики. 5. Первичная проверка изученного. - Итак, сейчас мы с вами назвали основные элементы окна графического редактора Paint. Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 84 и самостоятельно выполните № 52. (Слайд 17) - Также самостоятельно выполните задание № 53 рабочей тетради на стр. 85. (Слайд 18) Самостоятельная работа учащихся, затем выполняется проверка с экрана. 6.Физкультминутка. - А сейчас, дорогие мои, немного отдохнем. (Слайд 19) Представьте себя в роли графического редактора, а меня (учителя) в роли пользователя. Я (учитель) буду задавать вам команды, а вы, ребята, будете их выполнять. 1.У вас в левой руке кисть, нарисуйте цветок. 2. У вас в правой руке ластик, удалите рисунок. 3. Правая рука в сторону, в руке карандаш, рисуем окружность, поворот на 360 градусов. 4.Добавим текстовую информацию. Выделим зону работы: глазами создаем надпись, печатными буквами каждый свое имя. Выполняют упражнения на дыхание, для глаз. 7. Закрепление новых знаний – практическая работа на компьютере. - Ребята, чтобы стать настоящим художником, нужно помнить: (слайд 25) Рисунок – это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок – это ещё и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом. Жан Огюст Доминик Энгр - Итак, самое время перейти к выполнению творческого практического задания. (Слайд 26) Вы правильно назвали профессии, в которых применяют компьютерную графику. Сейчас я предлагаю вам поработать специалистами этих профессий и создать рисунок, используя индивидуальный алгоритм работы. - Сегодня мы с вами попробуем создать графическое представление условия математической задачи на движение. На ваших рисунках будут схемы. - Итак, займите, пожалуйста, свои места за компьютерами. Не забывайте о правилах поведения на рабочем месте и о правильной посадке за компьютером. Каждый ребенок получает индивидуальный план работы с заготовкой, заранее приготовленной учителем.
Выполняют индивидуальное практическое задание. 8. Домашнее задание. - Пришло время получить задание на дом. (Слайд 27) Я предлагаю вам выбрать домашнее задание по своему усмотрению из двух предложенных вариантов: 1. § 2.10, РТ № 55; 2. § 2.10, создать рисунок на свободную тему. Учащиеся выбирают первый или второй вариант домашнего задания. 9. Рефлексия. - Завершить наш урок я хотела бы небольшим интервью. (Слайд 28) Продолжите мои фразы: Сегодня на уроке я узнал, что… Я думаю, что… Работая в группах, мы… Сегодня на уроке мне… Продолжают предложения учителя, высказывая свое отношение к прошедшему уроку. 10. Самооценка. - Я благодарю вас всех за урок, вы очень меня порадовали своей работой сегодня! (Слайд 29) - Сегодня каждый из вас получает оценку ……………………………………………….. - Всем спасибо! До свидания! Выставляются оценки за урок.
Урок содержит разнообразные формы и методы работы с обучающимися. Об эффективности применения ЦОР невозможно судить, т. к. нет возможности прикрепить к уроку презентацию и ссылки отсутствуют