Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 18.01.2018, 04:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района






Поиск
 
Форма входа
Перевести страницу
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

   

Категории раздела

Педагог [6]
Воспитатель [4]
Методист [0]
Образовательное учреждение [3]
Творческая группа [2]
Наш опрос

Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР 
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  •  
      
     
     

     


    Единая Россия


     
     
    Календарь
    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » VII муниципальный конкурс инновационных продуктов » Творческая группа

    Методический сборник «Проектная задача как форма реализации творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе»
    [ Скачать с сервера (1.08Mb) ] 28.12.2017, 08:56

    Требования ФГОС нового поколения заключаются в том, что целью обучения учащегося является не предметный, а личностный результат.  Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

    На первый план выходит личность школьника, способность  к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.
    Наиболее эффективным способом   создания  условий, максимально приближенных к реальным, является решение проектных задач в начальной школе. 

    В течение десяти лет мы широко применяем  проектные задачи в своей работе. 
    Проектные задачи  планируем во всех трех фазах учебного года: 
    -в фазе запуска – с целью актуализации известных детям знаний, способов действий и постановки предметных задач на новый учебный год; 
    -в фазе постановки и решения учебных задач – с целью освоения способов внутригруппового и межгруппового взаимодействия; 
    -в рефлексивной фазе – с целью обобщения знаний. 

    Совместно нарабатываем банк проектных задач. Свои наработки представляем на педсоветах, семинарах, мастер-классах, так же и путем неформальных внутришкольных форм.  В рамках программы партнёрского взаимодействия сотрудничаем с детскими садами и другими дополнительными учреждениями.

    Область применения нашего инновационного продукта не ограничена. Все материалы, разработки размещаем на сайте своей школы. К образовательному процессу вместе с нами может подключиться любая школа, оснащённая компьютерами и подключённая к сети интернет.

    Внедрение   проектных задач происходит на базе школьного класса. Учителями заранее составляется тематическое планирование, где запланировано решение проектных задач, как на отдельных уроках (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология), так и во внеурочной деятельности. Такое направление образовательного процесса позволяет  не только совершенствовать углубленное изучение предметов, но и способствует развитию метапредметных универсальных учебных действий.

    Сегодня всеобщее признание получило положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

    С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

    - формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

    - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

    - формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

    - формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

    - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

    - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

    Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

    Основные требования к использованию проектных задач можно определить тремя вопросами:

    Зачем?

    Конкретно-практические задачи ориентированы на применение (отработку) освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения – правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ).

    Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач, это всегда новая поисковая задача; итог решения – нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

    «Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью».

    Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

    Требования к «проектной» задаче:

    имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо

    воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

    состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

    двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

    задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные -препятствия для решения поставленной задачи;

    заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

    Для чего (кого)?

    Этапы работы над проектной задачей:

    Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.

    Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.

    Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы.

    Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.

    Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы. Вариантом организации этого этапа может быть анкета.

    1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;

    2) укажи свой личный вклад в работу группы;

    3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

    4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?

    Проектная задача принципиально носит групповой характер, что решает задачу формирования учебного сообщества.

    Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого участника, общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. В период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

    Как?

    Групповая работа позволяет:

    1) детям:

    получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;

    попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

    приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

    2) учителю:

    использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

    органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

    вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.

     

    Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта.

    Какие педагогические эффекты имеет метод решения проектных задач?

    1. Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

    2. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

    3. Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную (модельную) ситуацию.

    Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
    • целеполагать (ставить и удерживать цели);
    • планировать (составлять план своей деятельности);
    • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);
    • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
    • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи;
    • отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

    Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование ключевых компетентностей учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд организаторских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности. Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.

    Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления.

    Возраст ребят накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у учащихся начальных классов вызовет затруднения, поэтому решение проектных задач в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

    Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

    Ещё одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они ещё не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.

    Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

    Конечно, большая работа проводиться учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Заранее учитель должен продумать, кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Сам учитель должен подобрать необходимый материал по теме проекта. Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Задание должно быть посильным для выполнения, вызывать интерес у ребёнка.

    Учителю при составлении проектной задачи нужно овладеть необходимыми методическими приемами, освоить технические средства, но самое главное, работать над собой, чтобы изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении субъект - субъектного взаимодействия и сотрудничества в проектной деятельности не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников.

    Метод проекта учит детей быть активными, самостоятельно добывать знания. Метод проектов вносит разнообразие в повседневный процесс обучения, делая его более интересным и увлекательным.

     

    Категория: Творческая группа | Добавил: uprobr
    Просмотров: 38 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]