Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 13:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Педагог [5]
Воспитатель [5]
Методист [0]
Творческая группа [5]
Образовательное учреждение [0]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 11
    Гостей: 10
    Пользователей: 1
    rrr0901

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » V муниципальный конкурс инновационных продуктов » Педагог

    Угольникова Елена Владимировна
    [ Скачать с сервера (137.0 Kb) ] 22.12.2015, 21:07

    Приоритетной целью образования является создание наиболее благоприятных условий для социализации школьников. Особая роль уделяется формированию россий-ской национально – гражданской идентичности. Данный подход закреплен и в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», и в Федеральных государственных образова-тельных стандартах. И это не случайно: черты гражданского облика личности закладыва-ются в подростковом возрасте.
    Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский считал, что граж-данин – это патриот, обладающий чувством национального самосознания. Он доказал, что народное, национальное начало формируется историей народа. Цель воспитания К. Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно – исторические традиции народа, на особенности его национального характера.
    В контексте приоритетов государственной образовательной политики был вырабо-тан и прошел общественное обсуждение единый историко – культурный стандарт, утвер-жденный Российским историческим обществом. Стандарт направлен на повышение каче-ства школьного исторического образования, формирование единого культурно – истори-ческого пространства Российской Федерации.
    Формирование гражданской общероссийской идентичности, в соответствии с историко – культурным стандартом «имманентно связано с проблемой гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества». Гражданственность относится к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности. Неслучайно, важнейшим направлением государственной политики в области образования является поиск путей, обеспечивающих становление юношества именно как граждан.
    Содержательный аспект изучаемых дисциплин имеет неисчерпаемые воспитатель-ные возможности. В преподавании краеведения есть множество таких разделов, которые напрямую связаны с темами гражданского и патриотического воспитания школьников. Но значит ли это, что знакомство с яркой увлекательной книгой или текстом, каким бы захватывающим оно ни было, гарантирует присвоение подростками идей гражданского и патриотического воспитания?
    Для успешного решения обозначенных проблем необходима систематическая це-ленаправленная деятельность. Если говорить об уроке, то реализация его воспитательного потенциала может быть обусловлена содержанием материала. О возможностях патриоти-ческого и гражданского воспитания средствами краеведения и других предметов написа-ны сотни томов. Но в достижении цели также важна правильная организация вербального взаимодействия, предполагающая совместное обсуждение проблем и поиск путей их решения, уважительные и доверительные отношения всех участников образовательного процесса. Результатом построения такого образовательного пространства будет деятельностная коммуникация, превращающая ученика в субъект обучения, являющаяся, по сути, и процессом, и целью обучения. Такой подход обеспечит ориентацию на субъектный характер учебного процесса, использование таких форм его организации, которые бы способствовали предоставлению возможности для принятия самостоятельных решений и творчества учащихся.
    Создавать благоприятные условия для развития личности воспитанников, можно средствами всех учебных предметов, формируя при этом потребность устанавливать про-дуктивные межличностные контакты. Однако предметам гуманитарного цикла здесь от-водится особая роль. Известно, что школьники испытывают сильнейшую потребность в общении, а учащихся сориентированы в школе, прежде всего, именно на коммуникатив-ную деятельность. Следовательно, нужно объединить общение и учение в единое целое. Используя формы учебного диалога, интерактивное обучение, учитель формирует у школьников не только продуктивные подходы к овладению информацией, но и способ-ствует установлению доверительных отношений с учащимися, побуждает к нестандарт-ному мышлению.
    В выборе методов и приемов обучения целесообразно отдавать предпочтение тем, которые способствуют активизации учебного процесса: проблемному обучению, дебатам, реконструкции исторической эпохи, ассоциативному вхождению в тему занятия и т. п.
    Ключевое значение приобретает обращение к опыту школьника с целью обогаще-ния его социального и гражданского опыта для создания предпосылки формирования и развития таких социально значимых качеств, как толерантность, терпимость, готовность к принятию иных взглядов. Это, в итоге, будет способствовать реализации одной из задач, обозначенных историко – культурным стандартом, – «воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения, и успехи, но также и ошибки, и просчеты».
    В контексте формирования демократической культуры учащихся актуальным явля-ется поликультурное развитие личности. В качестве концептуальной основы историко – культурного стандарта также выделен этнокультурный компонент: «…необходимо уси-лить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории».
    Структура этнокультурного знания включает в себя развитие национального искусства и фольклора; историю народа и его культуры, географические характеристики, обычаи и традиции и т. п. Особая роль принадлежит поликультурному общению, которое может быть эффективным лишь при наличии такого базового психологического качества, как толерантность. В рамках учебной деятельности наиболее эффективными для форми-рования у учащихся поликультурной парадигмы по отношению к миру являются эвристи-ческие задания, исследовательская деятельность, метод проектов, основанные, в том чис-ле, и на междисциплинарном взаимодействии.
    Очевидно, что концептуальные основы историко – культурного стандарта выстроены в соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования. ФГОС указывает на то, что личностные результаты освоения основных образовательных программ также должны отражать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. В поисках путей решения поставленных задач особую актуальность приобретает воспитание демократической культуры участников образовательного процесса. Во – первых, гуманизация и демократизация – тенденции развития современного образования; во – вторых, развитие демократической культуры способствует обогащению социального и гражданского опыта учащихся. Наконец, воспитание демократической культуры способствует эффективному гражданскому и патриотическому воспитанию школьников в контексте историко – культурного стандарта.
    Представляемый на конкурс инновационный продукт относится к категории практико – ориентированных ресурсов внедрения ФГОС нового поколения. 
    Ключевой категорией продукта является концепция формирования универсальных учебных действий (УУД). Эта концепция развивается в идее компетентностного подхода, развития исследовательских умений учащихся основной школы.

    Категория: Педагог | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 392 | Загрузок: 97 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]