Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 10:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Визитка [6]
Эссе [6]
Урок [6]
Семинар [6]
Классный час [4]
Мастер-класс [6]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 26
    Гостей: 26
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » Учитель года-2020 » Семинар

    Романова Джамиля Галлемовна, учитель начальных классов МБОУ-ООШ с. Розовое
    [ Скачать с сервера (41.5 Kb) ] 27.01.2020, 16:53

    Тема: «Использование исследовательского метода обучения в начальной школе»

    Цель: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

    Задачи: познакомить коллег с одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы; познакомить с общим алгоритмом работы; показать конкретные примеры заданий на различных этапах.

    Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

    В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.

    Уважаемые коллеги, я предлагаю вам решить такой пример: загадайте число. Прибавьте столько же. Прибавьте 10. Разделите на два. Отнимите задуманное. Что получилось? В результате у всех должно получиться число 5.

    -Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в исследовательской деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть исследовательская деятельность учащихся.

    Основным принципом в исследовательской деятельности для меня являются строки:

    «Если хочешь научить меня чему-то,

    Позволь мне идти медленно…

    Дай мне приглядеться…

    Потрогать и подержать в руках

    Послушать…

    Понюхать…

    И может быть попробовать на вкус…

    О, сколько всего я смогу

    Найти самостоятельно!

    Только, пожалуйста, не торопи меня!»

    Анна Роговин английский педагог-исследователь

    -Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к исследовательской деятельности.

    Основными методами при ознакомлении с материалом на уроках являются рассказ учителя, беседа с учащимися и работа с учебниками. На уроках дети должны слушать, читать, отвечать на вопросы, запоминать и воспроизводить текст. На мой взгляд, в таком ракурсе учащиеся выполняют неинтересную, монотонную работу. Отсюда и возникает проблема: ребята пассивны на уроках, они запоминают слабо, так как эти виды работы их не стимулируют.

    Как же донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками?

    И тут на помощь приходит исследовательский метод обучения. Опыт работы в начальной школе показывает, что дети с удовольствием выполняют задания исследовательского характера, дающие развитие творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций.

    Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.

    Исследовательская деятельность на уроке обеспечивают способность учащегося:

    • к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
    • к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

    У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс.

    Необходимо:

    • использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся;
    • создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.

    Исследовательскую деятельность на своих уроках организую на трёх уровнях.

    • Включение школьников в исследовательскую деятельность. Демонстрирую учащимся пример исследовательской деятельности, т.е. знакомлю их с элементарными исследовательскими действиями: сама формулирую проблему и исследова­тельскую цель, высказываю предположения о способах её достижения, показываю путь решения, делаю выво­ды. Учащиеся наблюдают за ходом познания и получают необходимые знания.
    • Частично-поисковый. Он имеет две модели взаимодействия «учитель-ученик» :
    1. ставлю проблему, сама намечаю стратегию и тактику ее решения. Решение ребенок ищет самостоятельно.
    2. ставлю проблему, метод решения и само решение ребенок определяет самостоятельно.
    • Исследовательский. В этом слу­чае учащиеся самостоятельно формулируют проблему, исследовательскую цель и, как в предыдущем случае, осуществляют все остальные исследовательские дей­ствия.

    В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

    Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

    С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

    1) выявление проблемы;

    2) постановка цели, задач, определение объекта исследования;

    3) выбор методики исследования;

    4) отбор материала;

    5) соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

    В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

    В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

    В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

    • одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
    • процесс обучения приближен к реальной жизни;
    • развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
    • воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

    Однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности:

    • Сложность соблюдения временных рамок.
    • Сложность точного планирования хода урока.

    Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования знаний.

    -. Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать определенной методологии. Предлагаю, коллеги, поработать. Давайте вместе вспомним основные шаги, которые проходит исследователь. Для этого перечитаем рассказ Н.Носова «Живая шляпа».

    1. Итак, помните, с чего все начиналось?

    Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит: — Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. — Чего ты? — спрашивает Вадик. — Она жи-жи-живая! — Кто живая? — Шля-шля-шля-па.

    Итак, с чем столкнулись герои рассказа? (с проблемой)

    Проблема - это затруднение, неопределенность. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая, поэтому, заставляет остановиться и задуматься.

    Это - первый этап исследовательской деятельности.

    1. Идем дальше.

    — Что ты! Разве шляпы бывают живые?

    — По-по-посмотри сам. Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

    Что делают мальчики? (задают вопросы, наблюдают)

    Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. А самый популярный и доступный метод исследования – это наблюдение.

    1. Продолжаем читать.

    Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли… — Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. — А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

    Что выдвигают мальчики? (гипотезы)

    Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.

    1. — Ну, пойди посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку.

    — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе.

    — Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. — Сейчас я её спугну, — сказал Вадик. Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась.

    — Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя.

    Чем занимаются Володя и Вадик? (проводят эксперименты, опыты)

    Эксперимент – важный метод исследования.

    Читаем дальше

    Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! — Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

    Чем заканчивается исследование? (решение проблемы, находят ответы на свои вопросы, совершают открытие)

    Таким образом, проанализировав рассказ, мы составили план работы над исследованием, вспомнили основные этапы этой деятельности.

    Существует множество заданий и упражнений, помогающих сформировать у детей необходимые для исследовательской деятельности умения.

    Упражнение "Почемучка" Предлагаю дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели).

    Упражнение «Зачем нам нужен…»

    Учащимся предлагаю какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

    Упражнение «Что скрывает черный ящик»

    Прячу в коробку предмет. Непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».

    Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по- настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

    Моим ученикам нравятся уроки – исследования с элементами театрализации, чаще это уроки литературного чтения. На таких уроках дети объединяются в группы: «Актёры», «Костюмеры», «Художники – декораторы», «Режиссёры, сценаристы, постановщики». Каждая группа получает задание, снабжается необходимыми материалами. Итогом совместной творческой, исследовательской деятельности на таком уроке является инсценировка эпизода литературного произведения.

    В моей педагогической практике родился и такой вид урока – исследования, который предполагает исследование и создание продукта творческой деятельности не на одном уроке, а на нескольких, иногда это даже на разных предметах. Исследование запускается на первом уроке, например, на уроке окружающего мира по теме «Родной край» - исследуем название улиц в своем селе, затем на уроке русского языка – изучаем правильное написание имен собственных, в нашем случае название улиц, сочиняем, пишем, редактируем собственные стихи; на уроке изобразительного искусства – рисуем иллюстрации, эскизы обложки; на уроке технологии создаём книжки – малышки на заданную тему.

    -И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.

    Л.Н.Толстой говорил так и именно его словами хочу закончить свое выступление: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

    Не бойтесь трудностей! Пробуйте, открывайте и исследуйте!

    Категория: Семинар | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 212 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]