Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 04:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Визитка [6]
Эссе [6]
Урок [6]
Семинар [6]
Классный час [4]
Мастер-класс [6]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » Учитель года-2020 » Семинар

    Хасанова Гульмайра Лазаровна учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей р.п.Степное Советского района Саратовской области
    [ Скачать с сервера (25.9 Kb) ] 27.01.2020, 16:55

    Информационный поток современного мира поражает, скорость обновления знаний человека невероятна: в настоящее время цикл обновления научной картины мира составляет 3–5 лет и продолжает уменьшаться, прогнозируют сокращение до 1-2 лет в самом ближайшем будущем!

    Учебники, справочники, курсы повышения квалификации помогают получить информацию, но сегодня важно ее не просто получать, а быстро внедрять в практику!

    Когнитивная деятельность человека становится самым важным фактором экономического роста и развития социума, определяет престиж и место государства в современном мире.

    • совершенно не случайно образование ставит перед собой качественно иную, по сравнению с прошлым, классическим вариантом, цель: выпускать в жизнь человека не только обученного, но в первую очередь способного самостоятельно учиться в течение всей последующей жизни. Не информационный багаж важен будущему, а деятельностные качества, определяемые набором сформированных компетенций.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет три типа результатов освоения основной образовательной программы : личностные, метапредметные и предметные.

    В своей работе основное внимание я уделю метапредметным и предметным результатам, когнитивным навыкам.

    В аналитической справке ФИПИ по итогам ЕГЭ по русскому языку и литературе за 2018-2019 учебный год четко сформулированы направления работы в школах:

    «…учителям русского языка и литературы рекомендуется обратить внимание на необходимость целостности в обеспечении единства когнитивного, эмоционально-ценностного и личностного развития учеников на основе всех системных компонентов, предусмотренных в курсе русского языка. «Натаскивание» на экзамен не позволит в должной мере систематизировать знания, развить личность ученика и решить его проблемы».

    Таким образом, на уроках русского языка и литературы важно с самого раннего возраста развивать у учащихся навыки организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Нужно научить ребенка преобразовывать полученные знания в навыки, в умение применять их на практике, создавать проекты.

    Остановимся на некоторых когнитивных приёмах, одновременно развивающих оба вида компетенций.

    Когнитивистика (от лат. cognition – познание) – сравнительно молодая наука. Однако значение её трудно переоценить: изучая мышление человека в целом, она конкретизирует и структурирует объект исследования в отдельных своих составляющих – когнитивной психологии, когнитивной лингвистике, эпистемологии (теории познания) и даже теории искусственного интеллекта.

    Мы остановимся лишь на теории познания.

    Анализируя особенности познавательных процессов, когнитивистика оперирует известными в образовательной сфере категориями внимания, памяти, логического мышления, представления информации.

    Познавательные процессы рассматриваются в аналогии с этапами преобразования информации в вычислительном устройстве: ввод, хранение, вывод.

    Большая роль отводится и важности обучения детей, и самостоятельности поиска знаний. Выдающийся психолог Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» отмечал: «…Обучение является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребёнка, в том числе и развития его понятий, … высшие по типу научные понятия могут возникнуть в голове ребёнка не иначе, как из существовавших прежде более низких и элементарных типов обобщения, а никак не могут быть внесены в сознание ребёнка извне».

    Сущность когнитивных приёмов определяется как способ решения частных учебных задач через актуализацию познавательных процессов.

    К наиболее часто встречающимся в практике школьного образования когнитивным приёмам можно отнести такие, как выполнение логических операций, заданий типа:

    -Исключить лишнее.

    -Найти общее.

    -Найти аналогии.

    -Найти ошибку.

    -Составить текст, расположив информацию в правильном порядке.

    -Составить текст, вставив необходимые элементы.

    -Составить план (простой/развёрнутый) предложенного материала.

    -Составить интеллект-карту/карту понятий/ граф-схему.

    Как показывает практика, подобные задания не только развивают предметные и метапредметные компетенции, но и формируют устойчивую мотивацию к изучению русского языка.

    В основе приёма структурирования и представления информации лежат логические закономерности, однако результатом действий обучающегося становится не выполнение определённой логической операции, а представление информации в виде законченного вербального или графического текста. К вербальным суждениям относятся тексты, полученные в результате расположения предложенной информации в правильном порядке или вставки необходимых элементов, а также планы.

    Применение таких приёмов позволяет не только дать возможность обучающемуся получить новое знание или актуализировать известное, но и проверить его логическое мышление, активизировать его познавательную деятельность.

    Например: составьте определение понятия «синонимы», используя предложенные слова из текста:

    которые;

    одинаковое;

    различные;

    это;

    схожее;

    звучанию;

    лексическое значение;

    написанию;

    имеют;

    слова.

    В результате должно получиться следующее определение: «Синонимы – это различные по звучанию и написанию слова, которые имеют одинаковое или схожее лексическое значение». Стоит отметить, что данный вид работы предполагает разные виды дифференциации: задание можно усложнять, предлагая, например, только начальные формы слов, одновременно пропуская отдельные слова (служебные части речи, глаголы) или не определяя заранее понятие.

    Например: составьте определение, используя предложенные слова из текста, и назовите определяемое понятие:

    лексические значения;

    противоположные;

    различные;

    слова;

    звучание;

    написание.

    В итоге дети формулируют самостоятельно правило, получив результат через понимание, осознание: «Слова, различные по звучанию и написанию, которые имеют противоположные лексические значения, – антонимы». Вставка необходимых элементов – близкий к предыдущему, но не равный ему приём.

    Очевидно, что в качестве упоминаемых примеров используются ключевые элементы: «Составьте определение слова омонимы, добавив необходимые для правильного понимания слова: Омонимы – это слова, … по значению, но … по звучанию и написанию».

    Результат: «Омонимы – это слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию».

    Очень продуктивно задание «Составьте текст, расположив информацию

    в правильном порядке». Методика составления такого задания проста: готовый небольшой текст (лучше использовать рассуждение) разбивается на отдельные предложения, которые предлагаются учащимся либо в хаотическом порядке, либо по алфавиту, а затем предлагается восстановить из этих предложений связный текст. Например:

    1. Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады?

    2. Опять – задыхающийся в пыли город?

    3. Итак, пройдёт ночь, и отшумит дождь, отгремит гром.

    4. Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остаётся только ждать и наблюдать.

    5. И что дальше?

    Полученный в результате логической обработки текст должен оказаться следующим:

    «Итак, пройдёт ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остаётся только ждать и наблюдать».

    Однако если мы говорим о параллельном формировании предметных и метапредметных компетенций, то учителю в этом случае следует не просто оценить логическую правильность/неправильность итогового текста (для учащихся, как правило, важнее всего, насколько верно они «попали» в исходный текст), а остановиться на языковом (лексическом, грамматическом, синтаксическом) выражении логических связей, на средствах связи предложений в тексте.

    Графический текст (или визуально-графический) предполагает две части: изобразительную (доминирующую) и вербальную. При этом виды графических текстов: граф-схемы, карты понятий, интеллект-карты отличаются не только внешним видом, но и принципиальными подходами к составлению.

    Например, граф-схема традиционно определяется как геометрический образ определённой цепи (сути понятия).

    Карты понятий составляются на основе идеи структурной организации знаний, а интеллект-карты – на ассоциативных связях понятия.

    Задания на составление графического текста уже прочно закрепились в сегодняшней школе и позволяют структурировать информацию, одновременно актуализируя графические и вербальные стороны.

    Современная школьная практика показывает, что все вышеуказанные приёмы позволяют одновременно развивать как метапредметные, так и предметные компетенции, активизируя познавательную активность обучающихся как при индивидуальной, так и при групповой работе.

    Список литературы

    1. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения
    2. Бершадский М.Е. Некоторые проблемы проектирования учебного процесса в алгоритмических технологиях
    3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Консультации: инструменты мониторинга // Педагогические технологии.
    4. Бершадский М.Е. Комплекс образовательных технологий современной школы как инструмент повышения качества общего образования – М: СГА, 2009
    5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Издательство – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
    6. Карпенко, М. П. Когномика / М. П. Карпенко. – М.: СГА, 2009.
    7. kco-kras.ru/wp-content/uploads/2012/
    8. bershadskiy.ru/
    Категория: Семинар | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 245 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]