«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Хорошо развитая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильней у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли. Становятся шире его возможности в познании окружающей действительности.
В своей работе я столкнулась с такими проблемами: многие дети не могут застегнуть пуговицы на своей рубашке, не могут совладать с пластилином, не умеют держать ножницы, выполнять мелкую работу, ручка не хочет держаться в руке, ребенку тяжело вывести простые узоры, грязь в тетрадях, неровный почерк, в следствии такие дети не могут связно отвечать на вопросы, строить предложения. Родители, часто ошибочно, считают, что ребенок просто ленится или не хочет, а на самом деле моторика руки тесно связано с речевым развитием ребенка. Поэтому так важно заботиться о формировании речи у детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитание и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: первая группа помогает непосредственно речевому развитию ребенка, вторая группа- это нетрадиционные логопедические технологии.
Цель: представить свою систему работы по проблеме речевого развития, опираясь на научные труды и разработки по технологии Су -Джок.
Задачи:
- адаптировать логопедическую технологию Су-Джок к условиям своей практической деятельности;
- создать банк логопедических упражнений, способствующих развитию общей и мелкой моторики, формированию правильной речи.
Первые публикации о технологии Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
Приемами Су-Джок являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данной технологии проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Кроме этого, можно использовать стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений - массажных мячиков с шипами, колючих валиков, массажных варежек, элементов аппликатора Кузнецова, грецких орехов, плодов каштана и т.д. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.
Картотека(примеры).
Кроме этого, Су-Джок использую для совершенствования навыков пространственной ориентации (дети выполняют инструкции: «Надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в левую руку и спрячь за спину» и т.д.); совершенствования навыка употребления предлогов (по инструкции педагога ребенок раскладывает шарики: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – за коробку); звукового анализа слов (для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый); для развития памяти, восприятия и внимания (дети выполняют инструкции: «Найди два одинаковых шарика, разложи шарики по цвету, найди все синие (красные, желтые, зеленые), сделай разноцветные шарики (сине-красный, зелено-желтый) и т.д.); при выполнении гимнастики.
Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и взрослых!
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок являются:
высокая эффективность - при правильном применении всегда наступает выраженный эффект;
абсолютная безопасность - эта система создана не человеком, он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению, неправильное применение никогда не наносит вред человеку - оно просто неэффективно;
универсальность – упражнения с использованием Су-Джок могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
простота применения – для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.
После совместной работы педагоги-дети-родители у детей значительно улучшилась произносительная сторона речи, укрепились мышцы мелкой моторики, сформировались пространственные отношения, обогатился словарный запас, развилась лексико-грамматическая сторона речи. По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях. А мы в свою очередь продолжаем использовать технологию Су – Джок.
Данной технологией заинтересовались и мои коллеги.
— Как гласит народная мудрость, «где тонко, там и рвётся», а где узко, там ущемляется. Наши руки могут выдержать большие нагрузки, но и у них есть своё слабое место, «ахиллесова пята». Туннельный синдром выявлен у каждого шестого обследованного, работающего на компьютере. Из-за компьютерной мышки чаще поражается ведущая рука, но при длительной работе за клавиатурой страдает и другая рука. А предупредить этот недуг проще, чем лечить. И в это Вам поможет «Удивительный Су-Джок».
Сейчас, я предлагаю Вам провести стимуляцию биологически активных точек с помощью Су- Джок шариков на наших руках. Берем по массажному шарику. Левая рука лежит на коленях, правая придерживает мяч сверху. И выполняем движения по ладошке.
Интернет-ресурсы:
1.https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktiku-dlja-pedagogov-dou-po-su-dzhok-terapi.html
2. https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-zdorovesberegaiushchei-tekhnologii-su.html
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/24/tehnologiya-ispolzovaniya-su-dzhok-terapii-v-dou
4. https://www.1urok.ru/categories/10/articles/12145 |