Цели:
- расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
- показать приемы использования приемов в своей практической работе
Оборудование: презентация.
Критерии успеха:
- знать приемы критического мышления;
- уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: участники, жюри конкурса.
Ход мастер-класса
- Психологический настрой.
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
1. Организационный момент.
Я рада приветствовать всех на своём мастер-классе «Использование технологии критического мышления на уроках информатики». (СЛАЙД 1)
- Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
- Почему я выбрала технологию развития критического мышления?
- Я всегда задавала себе вопросы: Как научить школьников самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи? Как развивать у учащихся такие базовые качества личности рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией РКМ, я нашла ответы на многие вопросы.
- Сегодня я хочу вам немного напомнить, из каких этапов состоит данная технология. (СЛАЙД 2)
2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.
Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» (СЛАЙД 3)
- Мы все учителя - практики. Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу. Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.
- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний».
- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.
- Что, на ваш взгляд, даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?
(Узнать, что такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТРКМ, этапы урока, приемы…)
3. «Мозговой штурм»
Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ» (СЛАЙД 4)
- Мы сегодня говорим о технологии развития критического мышления.
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей».
- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)
(Что же мы с вами положим в корзину?- творческое мышление, нестандартное мышление, любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения, рефлексия…) (СЛАЙД 5)
- Мы собрали корзину идей, связанных с понятием «критическое мышление».
- Коллеги, мы отработали 2 приема («Дерево предсказаний», «Корзина идей»), которые применяются на этапе вызова.
- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.
(В презентации табличка «1этап – ВЫЗОВ») (СЛАЙД 6)
- На данном этапе можно применить и такие приемы, как ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ. (СЛАЙД 7)
-Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, Например, на уроке Информатики по теме : «Способы обработки информации ».. могут быть предложены следующие высказывания:
1. Записная книжка обычно используется для обработки информации. -неверно
|
2. Записная книжка обычно используется для хранения информации. -верно
|
3. Мобильный телефон является источником информации. -неверно
|
4. Мобильный телефон является источником связи. - верно
|
5. Передача по телевизору является хранением информации. -неверно
|
6. Записи в тетради является хранением информации. -верно
|
- И эти вопросы мы рассматриваем на протяжении урока, а на заключительном этапе подводим итоги.
- В материалах, которые я предлагаю вашему вниманию, я подробно описала и другие приемы стадии вызова (Приложение 2)
4. Определение понятия «Критическое мышление»
Прием «ИНСЕРТ»
- Следующий этап работы - это «осмысление». (СЛАЙД 8)
- На этом этапе вам предлагается текст (приложение 1). Он поможет более точно определить понятие «критическое мышление».
- Читать мы будем, используя прием «Инсерт (Чтение с пометками») и следующие условные обозначения:
+ материал знаком
V это ново для меня
- думал иначе
? требуется дополнительное разъяснение (СЛАЙД 9)
(На работу отводится 2 минуты)
- Проверим, что получилось.
- Что обозначили, как известное?
- Что выделили неизвестным?
- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (СЛАЙД 10)
Критическое мышление:
· Во-первых, мышление самостоятельное.
· Во-вторых, мышление обобщенное.
· В-третьих, мышление проблемное и оценочное.
· В-четвертых, мышление аргументированное.
· В-пятых, мышление социальное.
- Когда у детей рука поставлена, пишут быстро и позволяет время, применение этого приема
расширяется. Можно использовать такую таблицу, в которую изучаемый материал
структурируется в такие графы. (СЛАЙД 11)
+
материал знаком
|
V
это ново для меня
|
-
думал иначе
|
?
требуется дополнительное разъяснение
|
|
|
|
|
- Этот прием способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.
7. Приемы на этапе рефлексии.
Прием «СИНКВЕЙН»
- Следующий этап работы - этап рефлексии.
(Вывешивается карточка «3 этап – РЕФЛЕКСИЯ») (СЛАЙД 12)
- Систематизацию полученных знаний о ТРКМ проведем с помощью приема «Синквейн». (СЛАЙД 13)
-В переводе с французского, синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
- Приведу пример детского синквейна: (СЛАЙД 14)
- А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей встрече. Итак, тема «Критическое мышление».
(Проверка синквейнов, составленных учителями)
Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Учит добывать знания самостоятельно
Творчество
Критическое мышление.
Интерактивное, творческое.
Понимать, осознавать, мыслить.
Умение строить логические выводы
Открытие (СЛАЙД 15)
|
- На этапе рефлексии используются также такие приемы, как ШЕСТЬ ШЛЯП, (СЛАЙД 16)
Прием «Кластер»
8. Обобщение
- Давайте подведем итог нашей работы.
- Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. сл. 20 Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии развития критического мышления.
Сл. 21 Стратегия "Пять пальцев" Обсуждается примерный план подведения итогов работы методом пяти пальцев:
М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил.
Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг.
С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение.
У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.
Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на нарисованных руках)
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.
- Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов! |