Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, ставим перед собой задачи. От умения решать их зависит жизнь каждого в отдельности, так и общества в целом. Поэтому хочется, чтобы наши ученики обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации.
Важным становится вопрос не «Что?», а «Как?», а акцент в преподавании перемещается с знаниевого аспекта на деятельностный.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с некоторыми проблемами, которые подтолкнули меня искать что-то новое.
1) Большой объем информации при малом количестве часов и как следствие, потеря интереса обучающихся. Почему это происходит? Дети привыкли к красочным изображениям и другим возможностям медиа-гаджетов. И учителю, желающему привлечь и удерживать внимание учащихся, нужно давать материал также красочно и качественно. Некоторое время эту задачу решали презентации PowerPoint, но и они, на мой взгляд, стали привычными.
2) Недостаточность пространства для реализации учащимися своего творческого потенциала. Современный ученик должен стремиться решать задания и выполнять учебные задачи на высоком уровне. Для этого учителю важно показать, как это можно сделать, направить его, помочь раскрыть свои таланты и творческие способности, вселить в него уверенность.
3) Актуальной проблемой была и остается низкая учебная мотивация учащихся. Данная проблема вытекает из первой. Человек не может воспринимать информацию в полном объеме, воспринимает её частями, поэтому важно, чтобы в центре внимания учеников были существенные стороны темы.
Перед собой я ставлю следующую цель: достижение более высокого уровня мотивации и интереса учащихся, повышение результативности обучения, развитие креативных способностей обучающихся, реализация творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- сформировать у учащихся навыков будущего-универсальных учебных действий;
- вовлечь учащихся в процесс познания;
- помочь ученику сформировать собственную целостную картину мира.
Есть решение для всех обозначенных проблем! Это скрайбинг! Потому что это: увлекательно, динамично, необычно, весело. Скрайбинг на уроках выступает методом интерактивного мышления, который мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников. Другое его достоинство - творчество: визуализация образовательного материала – увлекательный эстетический процесс.
Технология скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычная рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний.
В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). т.е выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует. Т.е мы слышим и видим одно и тоже. Получается, как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же.
У скрайбинга оказывается давние корни - он родом из опорных таблиц и схем. Просто скрайберы пошли немножко дальше: данная технология состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления.
Рисовать можно чем угодно и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Существуют следующие два вида скрайбинга:
ручной - классический: взрослый или ребенок рассказывает, о чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ;
компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
То что представляет собой технология скрайбинг - это в принципе не новое в образовании, такие методы и приемы встречаются и в других технологиях. (тризовский прием - кодировка, экранизация сказок). Но самое важное отличие в скайбинге - это принцип параллельного следования, т.е. речь выступающего одновременно зарисовывается.
А теперь я хочу вам рассказать, как мы используем данную технологию в образовательной деятельности.
Скрайбинг "рисовательный"
Классический вариант скрайбинга. Рука взрослого рисует на листе картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы параллельно с текстом.
Скрайбинг "аппликационный"
Если вы не очень хорошо рисуете, то можно использовать - такой вид скрайбинга - аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Скрайбинг "магнитный"
Похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг "фланелеграфный"
Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для "экранизации" сказок и других историй.
Использовать технологию скрайбинг можно на любых уроках и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности. С помощью скрайбинга можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки. Так например, представим, что ребёнку нужно выучить стихотворение или правило. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения или правила, и одновременно проговаривать вслух текст. Ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.
Наши родители так же стали активными скрайберами, они в домашних условиях используют данную технологию при заучивании стихов, составлении загадок, рассказывании сказок и рассказов. Все это подкрепляют рисунками, картинками и значками. Почему именно родителей привлекли к данной технологии? Все знаете, что такое адаптация и не все дети комфортно чувствуют себя в группе - все для них новое, необычное, а дома - все привычное, знакомое и самое главное мама рядом. И совместно с родителями они создают интересные работы.
Конечно, трудно мгновенно научиться самому, а тем более научить учеников скрайбингу. Главным препятствием этому может стать установка: «Я не умею рисовать». Но скрайбинг отличается тем, что образы рисуются в самом простом виде. Ведь каждый может рисовать треугольники, круги, квадраты, черточки.
Второе препятствие «Я не владею видеомонтажом». В настоящее время существуют множество довольно таки простых компьютерных программ, которые не сложнее Word. Надо пробовать!
И еще одно препятствие, это боязнь того, что «Окружающие плохо оценят мою работу». Для того чтобы сформировать уверенность в своих силах в этом деле нужно просто завести тетрадь и пробовать зарисовывать любую информацию. Заранее подготовленные иллюстрации позволят избежать ненужного волнения и путаницы во время зарисовки скрайба на уроке или другом мероприятии. Также учитель может использовать уже готовые картинки и схемы.
Важным значением такого подхода к обучению для учителя является то, что на уроке останется больше времени для оттачивания практических умений учеников, для осуществления индивидуальной помощи. Для учеников появится возможность смотреть урок в удобное время и в достаточном для усвоения количестве раз. А результатом станет то, что ученики научатся ориентироваться в текстовой информации в частности и в окружающем мире в целом. Это вызовет у них интерес к предмету, повысит познавательную активность, побудит к творческой активности.