Садитесь! Я Вам рад! Откиньте всякий страх и можете держать себя свободно! Я разрешаю Вам!
Удивлены такому началу? А это есть ничто иное, как один из приемов театральной педагогики, который я использую на своих уроках.
Сегодня на практике учителя русского языка и литературы сталкиваются с рядом противоречий:
Во-первых, допуском к итоговой аттестации в 9 классе является по-лучение зачета на устном итоговом собеседовании, и нам необходимо развивать устную речь.
Во-вторых, допуском к итоговой аттестации в 11 классе является по-лучение зачета на итоговом сочинении, и мы больше времени уделяем развитию письменной речи.
Я столкнулась с тем, что у учащихся недостаточно сформированы речевые компетенции. На устном итоговом собеседовании учащиеся хуже справляются с третьим заданием – описание фотографии. Возникает страх, что неправильно сформулируют свою мысль, чаще описывают второстепенные детали, упуская главное, а также испытывают затруднения в подборе точных слов, неправильно строят предложения, затрудняются со-ставить план своего высказывания. Размышляя над данной проблемой, я изучила огромное количество научно-методической литературы и опыт коллег. Считаю, что решение проблемы можно найти в технологии театральной педагогики на уроках и во внеурочное время.
Основоположниками театральной педагогики были такие видные деятели театра как Щепкин, Давыдов, Варламов, режиссер Ленский. Качественно новый этап в театральной педагогике привнес с собой МХАТ и прежде всего его основатели Станиславский и Немирович – Данченко. В течение XX века театральная педагогика постепенно и целенаправленно стала осваиваться иной сферой – школьным образованием, которое имеет прямое отношение к детям. Приемником театральной педагогики в современном образовании является Александр Александрович Демахин.
Возможно, вы удивитесь – театр и школьный урок!- как совместить эти два понятия?!. «Театральная педагогика дает пример воспитания не только актёра, но и человека-творца вообще, она помогает человека увлечь, повлиять на него, преобразить»,- эти слова из книги В.А.Ильева «Технология театральной педагогики в формировании и реализации за-мысла школьного урока» запомнились мне больше всего. И я решила по-пробовать.
Цель моей работы – повышение уровня речевой компетенции школьников.
В соответствии с целью я поставила перед собой следующие задачи:
- проанализировать методическую литературу и учебные пособия по применению театральной педагогики на уроках;
- создать условия для апробации театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности
- провести сравнительный анализ успешности применения театральной педагогики.
Вы сейчас скажете, что я буду говорить об инсценировании текста на уроках литературы. Но на практике театральная педагогика не пред-полагает обязательное разыгрывание сценок. Свою работу на уроках я ориентирую на трех основных принципах театра.
1. Принцип событийности, когда реальный мир заменяется миром нового открытия, которые учащиеся делают сами (ролевые игры, выразительное чтение).
2. Принцип личного творческого действия, где не существует никаких запретов для развития речевых компетенций учащихся. Но не контролировать это тоже неправильно. Свобода творчества сужается обстоятельствами. ( проживание образа героя и соответствие этому образу на протяжении всего урока).
3. Принцип импровизации – именно спонтанность поможет рас-крыть в ребенке потенциал (уроки спектакли, одиночный этюд)
Приёмов работы много, но я хочу предложить Вашему вниманию те, которые помогают мне на уроках.
Приём наблюдения
Даны несколько слов, из которых необходимо составить предложение. Для работы я беру пословицы и поговорки. Учащиеся не просто составляют предложение, а объясняют его смысл.
Например, Одна ласточка весны не делает – ласточка, не, весны, делает, одна.
Игровые приёмы:
- Авторский приём «журналист» ( собираем фразы на определенную тему) – в 8 классе, работая над темой «Публичное выступление», учащийся получает задание от редактора «Написать статью по заданной теме». Лучшая статья публикуется в школьной газете, а также на страницах районной газеты «Заря».
- писатель (учимся описывать ситуацию) – этот прием является подготовительной работой к выполнению задания «Опишите фотографию»
( подготовка к устному собеседованию)
-актёр (инсценируем одно действие) – этот прием помогает детям раскрепоститься и развить воображение. Например, в 5 классе, когда мы подводим итог работы над произведением Виктора Афанасьева «Васюткино озеро» мы вместе с ребятами сделали выводы о том, какие нравственные уроки мы получили из рассказа. Для заключительной части мы использовали игру «Прощание с Васюткой». Одному из учащихся дали роль Васютки. Предложили ребятам поговорить с Васюткой –куклой, проанализировать его поведение в лесу, попрощаться.
- учитель (объясняем ситуацию) – применяем при групповых формах ра-боты. Пассивный ученик выступает в роли спикера, а остальные учащие-ся помогают ему принять на себя роль учителя, который объяснит новую тему классу.
- Мой авторский приём корреспондент (берем интервью) - при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на тему «Человечность – это..» проводим интервью среди учащихся школы, а на уроке обобщаем полученные высказывания и на основе выводов пишем сочинение.
приём высказывания по сюжетным картинкам:
-составить устное высказывание об образе персонажа по деталям костюма. Использую на уроках обобщения по творчеству писателя.
-сложить иллюстрацию сказки из разрезанных картинок и рассказать о ка-ком эпизоде идет речь. Данный приём использую в 5 классе для активиза-ции познавательной деятельности.
Особенно моим ученикам нравится приём «Импровизация». Данный приём использую на этапе формулирования темы и цели урока.
Все приемы театральной технологии позволяют совершенствовать коммуникативные навыки и навыки эффективного взаимодействия. Это способствует развитию умения творчески, нестандартно решать проблемы школьного образования. А ещё театр создаёт пространство для нефор-мального общения, наполненного общечеловеческими смыслами — подобных пространств так мало у современных детей. Результатом применения технологии является получение «зачета» на устном итоговом собеседовании, развитие коммуникативных навыков. И еще решается важная психологическая задача – преодоление речевого барьера у учащихся.
Театральная педагогика не является «волшебной палочкой», которая одним взмахом решит все проблемы: нашёл «точку удивления» на уроке — и сразу выросла мотивация, наладилась эмоциональная атмосфера и проявилась творческая инициатива. Чудес не бывает. Я считаю, что си-стемное и осмысленное обращение к театральным практикам, к личной импровизации, к художественному образу способно превратить школьную рутину в пространство интеллектуальных и эмоциональных открытий.
Литература
1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств./ М., 1967.
2. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режис-сура поведения учителя. / М., 1998.
3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
4. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
5. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реа-лизации замысла школьного урока. / М., 1993.
6. Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении./М., 1987.1.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
7. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образо-вание. – М., 1992. – С. 63–71.
8. Машевская С.М. Театральная деятельность как средство обучения рито-рике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и по-сле, №4, 2010, 22-26.
9. Машевская С.М. Технология драматических игр Jeux dramatiques // Научный поиск, Шуя, 2012, №3, с. 37-44.