В то время, как врачи проектируют здоровье, а архитекторы - пространство, педагоги проектируют образование человека".
(американский педагог Ван Паттен)
Мир вокруг нас стремительно развивается. Сейчас невозможно даже представить свою жизнь без компьютерных технологий и современных гаджетов. Современные гаджеты были созданы для того, чтобы нашу жизнь сделать эффективнее и интереснее, но, к сожалению, прогресс сыграл с нами злую шутку. Люди разучились говорить. Конечно, ведь в этом нет необходимости. Проще отправить смс, чем позвонить. Гораздо удобнее зайти на страницу к другу, чем зайти к нему в гости. Даже дети тратят большую часть своего свободного времени на социальные сети и мессенджеры. А при личном общении используют жаргонные выражения, сленг и придуманные слова, забывая, что русский язык великий и богатый.
Я, как учитель, ежегодно сталкиваюсь с одной и той же проблемой: недостаточный уровень развития речи у обучающихся. Дети не могут правильно пересказать текст. Им сложно писать изложения и сочинения. Ответы на уроке становятся односложными. В чём причины? Скудный словарный запас, дефицит общения, отсутствие интереса к классической художественной литературе. А между тем от умения грамотно и красиво излагать свои мысли в устной и письменной форме зависит не только успешность их дальнейшего обучения, но и их жизненный успех.
Развитие речи – это процесс непрерывный, который начинается с самого рождения малыша. Несмотря на это, фундамент закладываем именно мы – учителя начальных классов. Поэтому, передо мной встал вопрос: сделать этот фундамент прочным и основательным?
Современное общество требует от нас современного подхода к организации учебного процесса. Чтобы урок принёс желаемый результат, он должен заинтересовать и увлечь, должен быть понятным и доступным. А если мы говорим о младших школьниках, то обязательно наглядным и красочным. Тогда и только тогда он будет эффективным. Чтобы этого добиться, я использую в своей работе технологию педагогического дизайна.
Главной целью данной технологии является создание условий для комфортного и результативного обучения младших школьников.
Для достижения поставленной цели и решения данной проблемы, необходимо:
Проанализировать потребности целевой аудитории, определить цели и задачи учебного материала;
разработать дидактический материал в соответствии с поставленными целями и задачами;
оценить результативность и эффективность используемых дидактических материалов;
создавать элементы визуального дизайна урока/курса.
способствовать развитию речи обучающихся на каждом уроке;
Сам термин «Instructional Design» впервые ввёл американский учёный Роберт Ганье. В своих исследованиях он описывает его как научную область, обеспечивающую разработку, реализацию и мониторинг информационно-образовательного пространства. В России первые упоминания о педагогическом дизайне появились ещё в 1980 году, но активно изучением данного вопроса начали заниматься с 2003 года такие учёные-исследователи как А.Ю. Уваров, К.Г. Кречетников, М.В. Моисеева и т.д.
Суть данной технологии заключается в использовании научных теоретико-практических знаний, наблюдений, творческих, интеллектуальных и исследовательских способностей и навыков для создания уникального образовательного продукта, способствовавшему эффективному обучению.
Основные методы данной технологии – интерактивные. Создание и оформление образовательной среды происходит путем создания дистанционных курсов и интерактивных заданий. Но ведь образовательная среда – это не только мультимедийные презентации и интерактивное оборудование. Я использую технологию педагогического дизайна для создания ярких и доступных дидактических материалов и образовательных приёмов, которые позволяют сделать процесс обучения более ярким, доступным и комфортным.
Активнее всего в своей работе я использую следующие методы дизайн-педагогики:
Педагогическое проектирование средств обучения. Особенность учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века», по которому я работаю, заключается в том, что даже в такой дисциплине, как русский язык, отсутствуют правила в привычном нам понимании. Деятельность обучающихся направлена на отработку алгоритма действий, которые помогут детям справиться с возникающими затруднениями. К сожалению, алгоритм не всегда чёткий, а объяснения доступны. Уважаемое жюри, прочитайте пожалуйста правило из учебника русского языка:
Теперь представьте, что вы ученики 2 класса, за окном октябрь, вам всего 7 лет. Этот текст надо прочитать, запомнить, воспроизвести и научить применять при письме выше описанный алгоритм действий. Надо учесть то, что таких правил только в 1 части учебника более 20. А сколько их встретится ребятам за 4 года обучения в начальной школе? Чтобы сделать их более удобными и для запоминания мною совместно с обучающимися и их родителями был создан «Поэтический сборник русского языка». Вот одно из правил из этого сборника:
Как, ребята, мы напишем, если чётко звук не слышим?
Где же лук? А где же луг?
Это знают все вокруг!
За согласным ставим гласный,
И теперь он не опасный!
Дети охотно принимают участие в создании этого сборника. Он регулярно пополняется новыми правилами.
Установи соответствие. В нашей речи очень много заимствованных слов. Я предлагаю детям найти синонимы этих слов в русском языке. Например: антракт – перерыв, финал – конец и т.д. Более масштабным применением данного приёма может стать акция «День без иностранных слов». В расписании обязательно выбирается тот день, в который не проводятся уроки иностранных языков. В этот день и мне и обучающимся запрещается использовать иностранные слова в устной и письменной речи. Ребята стали замечать, что дома после уроков стараются следовать этому правилу и даже иногда поправляют родителей.
Словесный пионербол. Данный приём удобно использовать для закрепления и повторения изученного материала, например по теме «Части речи». Ученики в зависимости от количества человек делятся на 2-3 команды. Участник одной из команд бросает мяч соперникам и говорит слово «существительное». Чтобы совершить ответный бросок, тот, кто поймал мяч, должен перечислить всё, что он знает об этой части речи: обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род, число, склонение, изменяется по падежам. Если ребёнок затрудняется с ответом, он может перекинуть мяч другому участнику своей команды. В игре не допускается, чтобы мяч оказался на полу. Таким образом, мы видим кто и на каком уровне усвоил те или иные темы.
Метод дистанционного обучения. Я и мои ученики являемся активными пользователями региональной площадки дистанционного обучения. В работе мне помогают не только размещённые там курсы, но и свой собственный, находящийся на дистанционной площадке нашего лицея.
Технологию педагогического дизайна я применяю уже второй год. За это время заметила, что речь ребят стала более грамотной и красивой, у некоторых учеников исчез барьер перед пересказом и составлением текстов, дети стали проявлять больший интерес к изучению родного языка, с интересом выполняют творческие задания. Уже в пошлом году, участвуя в конкурсе чтецов «Поэты из страны детства» обучающиеся моего класса стали призёрами. Начиная с 1 класса мои ученики являются активными участниками образовательной платформы Учи.ру, где мы второй год подряд становимся победителями олимпиады по русскому языку.
Французский философ Вольтер однажды сказал: «Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она плохо выражена». Поэтому я считаю, что уже с начальной школы необходимо учить детей пользоваться литературным языком, ведь «русский язык красив, певуч, выразителен, гибок и послушен».