Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 08:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Визитка [6]
Эссе [6]
Урок [6]
Семинар [6]
Мастер-класс [6]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » Учитель года-2018 » Семинар

    Опыт использование методов и приемов когнитивной технологии для реализации концепции гуманитаризации химического образования
    [ Скачать с сервера (29.1 Kb) ] 20.01.2018, 14:04

    Серьезные изменения в российском обществе потребовали серьезных перемен в организации учебного процесса, которые затронули цели образования, организацию деятельности и функции учителя, разнообразные стороны учебно-познавательной деятельности учащихся. С введением новых стандартов обучения в современном химическом образовании возникла следующая проблема – это гуманитаризации содержания обучения химии. Как убедить учащихся, что получение основных знаний по химии способствует удовлетворению современных потребностей человека. Ведь на сегодняшний день химические знания проникли во все сферы материальной жизни, включая технику, медицину, сельское хозяйство, искусство.

    Обучающиеся 8 классов начиная изучать химию ожидают, что каждый урок будет проходить в лаборатории, где они будут ставить опыты и получать новые вещества. На самом деле они сталкиваются с химическими знаками, при помощи которых они должны составить формулы и уравнения, пользуясь при этом химическим языком. И в связи с этим мотивация «юных химиков» падает, перед возникшими трудностями.

    Все новые изменения в образовании и в методах преподавания поставили передо мной цель повысить заинтересованность обучающихся при изучении нового предмета, реализуя концепцию гуманитаризации химического образования.

    Для достижения поставленной цели подходит изученная мной и успешно апробированная на уроках когнитивная технология обучения.

    Основоположником когнитивной технологии является Михаил Евгеньевич Бершадский, учитель, преподаватель высшей школы и системы повышения квалификации АПКиППРО.

    Суть когнитивной образовательной технологии заключается в обеспечиние понимания обучающегося окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе. Основной задачей когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации. Когнитивная технология носит блочно-модульный характер, позволяющая дифференцировать обучающихся по их индивидуальным особенностям. Модуль имеет блочную структуру и состоит из следующих трех блоков уроков, в каждом из которых решается отдельная дидактическая задача:
     

    • блок входного мониторинга – определяет уровень освоения учебного материала данного блока;
    • теоретический блок – изучение декларативной информации (факты, понятия, определения, законы, даты и т. д.);.
    • процессуальный блок – изучение процедурной информации (способы, приёмы, методы, правила и др.).

    Для реализация принципа системной дифференциации в процессе обучения химии я выделяю несколько ступеней:

    1 ступень – диагностика уровня усвоения обобщенных и теоретических знаний;

    2 ступень – осознание обучающимися основных химических понятий и закономерностей;

    3 ступень – формирование у обучающихся собственных принципов объяснения и понимания основных химических понятий и закономерностей.

    Наиболее эффективными методами когнитивной технологии на уроках считаю:

    • Метод «Исключение лишнего» проверяет аналитическую и синтетическую деятельность мозга, позволяет проводить диагностику первичного усвоения декларативной информации к уроку;
    • Метод «Сравнение понятий» развивает понятийное мышление, способствующее осознанию обучающимися основных химических понятий и закономерностей;
    • Метод планирования и проведения эксперимента, позволяет перенести теоретические знания в область практического применения;
    • Метод «Круги Эйлера» один из способов перекодирования информации, т.е. перехода от одних форм представления информации к другим (вербальной в знаковую, образную или символическую). Традиционно этот метод принято считать математическим, но учительская практика показала его эффективность на уроках химии.
    • Использование данных методов на уроке позволяет обучающимся, овладевать химическим языком, эффективней усваивать символику, терминологию и номенклатуру. Химический язык представлен, прежде всего, знаками ˗ заменителями предмета или явления, используемыми для приема или передачи информации об этом предмете или явлении. В процессе обучения химический язык и номенклатура выступают как средство, с помощью которого ученики осмысливают химические процессы, предвидят новые химические факты, планируют практические действия и выполняют их. Пользуясь химическими знаниями и химическим языком, школьники могут находить путь получения вещества, демонстрируя при этом способность, разобраться в конкретной ситуации, предвидеть химические факты и планировать практические действия.

    Задание по диагностике первичного усвоения декларативной информации к

    уроку « Классификация неорганических соединений»(8 класс)

    С помощью «Кругов Эйлера» установите связи между понятиями:

    Простое вещество «П»

    Металл «Ме»

    Неметалл «Не»

    Кислота «К»

    Использование технологии когнитивного обучения позволяет сохранить стабильно высокий интерес к предмету на проятжении всего периода изучения химии, показать высокую степень востребованности химии в повседневной жизни. Является мощным фактором снятия психологической напряженности на уроке химии, создовая атмосферу которая способствует максимальному усвоению теоритической информации на индивидуальном уровне каждого обучающегося. Именно на это ориентирует концепция гуманитаризации химического образования.

     

    Литература: Литература

    1. Габриелян, О. С. Химия. 8 класс [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.˗5-е изд., испр.˗М.: Дрофа, 2001.˗208 с.: ил.

    2. Герус, С. А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе [Текст]: монография.˗СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.˗160 с.

    3. Кузнецова, Н. Е., Шорова, Ж. И. Изучение химического языка на первых этапах обучения [Текст]// Химия в школе.˗1981.˗№5.˗с. 41-44.

    4. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, И. Г. Жуков; Р. Ф. Маричев. - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.

    http://studydoc.ru/doc/4669580/kognitivnaya-tehnologiya-obucheniya-na-urokah-himii

    Категория: Семинар | Добавил: uprobr
    Просмотров: 378 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]