Учитель.
- Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые члены жюри! За окном тихо, зима, приятная погода, в коридорах звенят детские голоса. Мирная Россия… И это очень хорошо! Нужно только, чтобы иногда, среди мирской суеты, среди ежедневной спешки, иногда звучал в нашей душе набат памяти.
- Что значит «набат памяти»? (нужно помнить войну и т.д.)
- А что значит помнить? Может, для памяти достаточно знать цифры, факты истории? (нет, помнить нужно так, чтобы прочувствовать сердцем ).
- Мы не знаем войны, мы только слышали о ней от старших. Слышали, что
от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих 4 года, 1418 дней! Знаем исход войны- 27 миллионов погибших на полях сражений, замученных в фашистских концентрационных лагерях, умерших от ран в госпиталях…
- Вы – четвертое поколение, если отсчет вести от той страшной войны. А может, не нужно говорить о войне, может не надо бередить свою душу, может легче забыть? (надо говорить, чтобы все поколения помнили).
- Говорят: память нетленна. Что означает тлен? (ответы детей тлен-пепел.).
( Показывает коробку с пеплом). Вот во что может превратиться память человека, если он предаст забвению те страшные дни войны, те жертвы, которые принесла война.
- Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память? (ответы детей –БЕЗДУШНЫЕ, ЧЕРСТВЫЕ И Т.Д.)
- Недавно я прочитала такие стихи…
ДУШЕ не нужно слов – она всё слышит,
И видит лучше самых, зорких глаз.
Ведь каждый человек, пока живет и дышит,
Присутствие души почувствовал не раз.
Прислушайся к душе своей чудесной,
Она, как камертон, звучит легко.
Хрустальный звон понятных слов прелестных,
Поднимет дух поникший высоко.
Вот я и предлагаю сегодня на нашем занятии прислушаться к своей душе, заглянуть в нее глубже и увидеть отражение одной песни А.Розенбаумана «А может, не было войны?»
Перед вами строки из его песни. У каждой группы – свои куплеты.
- Ребята! Попытайтесь составить 1 слад презентации из предложенного материала на слова этой песни.
- Хочу предупредить, что вы не одни рискнули это сделать. Группа Т9 в соавторстве с А.Розенбауманом создала свою версию этой песни.
(работа в группах).
- А теперь попробуем представить свой продукт и сопоставить его с песней автора. (звучит песня, меняются слайды).
- А теперь послушаем версию группы Т9.
«У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия» - сказал один философ. Как вы понимаете эти строчки? (душа обязана трудиться).
- Как можно тренировать душу, развивать ее ? (больше читать, смотреть фильмы, изучать мир, себя совершенствовать и т.д.)
- Кто нам мешает? (Никто. Мы сами.)
- Действительно, как в спорте, в моем уважаемом биатлоне - ты сам себе соперник. не сумеешь преодолеть себя, то тебя погубит твой же левиафан, который сидит в каждом из нас.
РЕФЛЕКСИЯ
- В конце нашего разговора, попробуйте сравнить свои чувства, которые возникли в вашей душе, с колебаниями звуковой дорожки (сравнивают, говорят о своем ощущении).
- Спасибо, ребята! Я предлагаю:
В память о павших
Зажигаем потухшие свечи.
Пусть расправит неяркий их свет
Всех участников усталые плечи
Поколенье, незнавших войны.
Как свою – вашу боль принимаем,
Чтобы не было больше беды,
Мы сегодня свечу зажигаем. (зажжение свечи на экране под мелодию песни). |