Звучит музыка.
Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятенье, -
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Помните фразу, из известного фильма, где герой сомневается в силе и ценности музыкального искусства
(ролик « В бой идут одни старики»)
«Все преходяще, а музыка вечна» - и это не пустые слова. Для того, чтобы воспитать доброго, порядочного человека нужно, прежде всего, воспитать его душу; ведь человек может быть счастлив только тогда, когда в его душе поселится любовь, а любовь и музыка почти синонимы.
Урок музыки. Казалось бы, понятное словосочетание «урок музыки», но что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, который извлекли? И где получен этот урок: в школе, на концерте, при просмотре телепередачи?
Речь пойдет об уроке, который стоит в школьном расписании, который творится учителем, соавторами которого, становятся дети.
Наше общение я предлагаю начать с песни, известной всем
– Звучит «Чему учат в школе?»
Исполнение
-Как вы думаете? Чему же учитель музыки учит на своих уроках?
Ответы
- Верно! Вы назвали основные виды деятельности на уроках музыки : Восприятие музыки, пение, музыкальная грамотность, музыкально-творческая деятельность.
Но я бы хотела остановиться на одном из них
Тема мастер-класса звучит так:
Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки.
-Вот примеры некоторых музыкально-творческих приемов, которые я использую на своих уроках. Пластическая импровизация, вокальная импровизация, иллюстрации к музыкальным произведениям, сочинение-миниатюра, создание электронной музыки, перевод музыки на язык другого искусства, ассоциации «Ладони музыки»
Предлагаю проанализировать муз произведение, для этого разделимся на группы:
1 группа –«Искусствоведы»- перевод музыки на язык другого вида искусства (подбор стихотворения)
2 группа – «Психологи» -прием «Ассоциация» - «Ладони музыки»
3 группа «Композиторы» – создавайте свою электронную музыку
Итак, музыкальная загадка: (слушают 2 минуты)
-О чем это произведение?
-Как бы вы его назвали и почему?
-Сколько в нем героев?
-Как музыка изображает героя пьесы?
Музыка, только что куда-то стремительно несшаяся, вдруг почти останавливается. Мелодия какая-то скрюченная – сперва топчется на месте, потом движется вприпрыжку или вдруг как-то нарочно преувеличенно хромает. И, в общем, все это получается каким-то совсем не добрым)
Пьеса композитора М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки». Композитор нас ведет от одной картины к другой, и мы слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика. (Баба-яга)
Каждой группе нужно, используя один из указанных приемов, показать образ Бабы Яги.
1. «Искусствоведы» прочитайте свое задание – подобрать стихотворение, охарактеризовать героя:
на фоне пьесы «Избушка на курьих ножках» звучат стихи:
На курьих ножках чудная избушка.
В лесу дремучем спрятана от всех.
Яга живет в ней - вредная старушка.
Не нравятся ей шум и громкий смех.
Сова хохочет, воют ночью волки.
Ломает ветки, проходя, медведь.
Боятся звери бабиной метелки.
Поменьше, все, стараются шуметь.
Яга ногами топает от злости.
Кричит, что надоели ей прыжки
И, что болят от сильной тряски кости.
Звенят на полках миски и горшки.
2 «Психологи» раскрывают образ Бабы яги с помощью предметов,
используя прием «Ассоциация» - «Ладони музыки»
В конверте предметы (вата, веточка дерева (костяная нога), бусинка, пуговица, ленточка, перо (летает), шишка (живет в лесу), колючка (характер зловещий), камень, заколка)
Ответы:
Мы выбрали : веточка дерева (костяная нога…), перо (летает…), шишка (живет в лесу…), колючка (характер зловещий…)
Спасибо за работу!
Переходим к следующей группе «Композиторы»
Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.
Ваша задача была создать музыкальный образ Бабы яги с помощью музыкального куба онлайн.
Что же у вас получилось?
Предлагаю вашему вниманию результат работы в программе Dubstep.
Играть на музыкальном кубе онлайн очень захватывающее, интересное занятие. Все просто: нажимайте на куб и создавайте свою электронную музыку. Сохраняем созданную мелодию и наслаждаемся ею.
А можете ли вы применить эти приемы в своей практике? (ответы)
Да, чем разнообразнее и активнее деятельность детей, тем успешнее может осуществляться развитие их творческих способностей.
Одним из важнейших элементов развитие творческих способностей является включение в уроки театрализации. Это тот прием, который помогает любому ребенку чувствовать себя комфортно.
Сказки имеют огромное значение для воспитания ребенка. Они передают традиции и культуру своего народа. Есть только одно важное условие — сказка должна быть грамотно рассказана. А еще лучше — показана.
- Посмотрите афишу, о какой сказке пойдет речь?
(о сказке Теремок)
А кто написал пьесу по сказке Теремок?
(написал знаменитый поэт, любимец ребят, классик детской литературы Самуил Яковлевич Маршак, в основе его пьесы – русская народная сказка.)
Всем известно начало этой истории:
Звучит Русская народная песня
Читают по цепочке.
1«В чистом поле теремок, теремок.
2Он не низок, не высок, не высок».
3 - А живут в теремке добрые, веселые друзья –
4 - Лягушка, Мышка, Петух и Ежик.
5 - Живут – не тужат, блины пекут,
6 - обихаживают свой домик,
7 - все вместе дружат.
А в музыкальной сказке…
Когда появились Волк-зубами щелк, красавица Лиса и увалень Медведь, ищущие, чем бы поживиться, маленькие, но дружные зверушки сумели постоять за себя, дать отпор непрошеным гостям. Волк, Медведь и Лиса не умели дружить, а умели хитрить, жили по принципу «каждый за себя», и, конечно же, за это поплатились.
- Скажите, что нужно сделать, чтобы оживить сказку?
Ответы(нужны артисты)
Давайте угадаем героев сказки.
Мышка, она какая? (маленькая, дрожит) Лягушка, она какая?(неповоротливая, прыгает) Ежик (торопится, быстро бегает) Петух (гордый, ничего не боится) Лиса (хитрая, ловкая, красавица) Волк (злой, зубами щелк) Медведь (увалень, тяжелый)
- А что нужно сделать, чтоб она стала музыкальной?
Ответы (нужна музыка)
Нам нужен аккомпанемент … ОРКЕСТР
У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты (треугольники, металлофон, свистульки, трещотка, ложки и др.).
Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации с героями музыкальной сказки он у вас вызывает, исполните свой вариант мелодии.
Треугольник – мышка.
Металлофон – звуки бегущих героев сказки.
Бубен ,Ложки – заяц.
Трещотка – ежик.
Свистулька – петушок.
А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера. Выбирается дирижер, который управляет исполнением мелодии.
Итак, все готовы?! Сказка оживает…
Сцена, в которой дружные зверушки сумели постоять за себя, дать отпор непрошеным гостям.
Звучит финальная песня «Светит месяц»
Все играют на инструментах
Молодцы! Как вы себя чувствовали в роли артистов?
Поаплодируем друг другу. Все здорово получилось!
Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –
Мне было интересно…
Я буду…
Я затрудняюсь…
Я смогу…
Я попробую…
Таким образом, в ходе мастер-класса, мы использовали разные приемы организации деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей. Ценность музыкального искусства неоспорима и уникальна, в этом убедился герой известного фильма.
Ролик (все преходяще, а музыка вечна)
Звучит музыка
Мой труд – это уроки музыки. Я считаю, что «чем раньше ребенок соприкоснется с миром большой музыки, тем его связь с ней будет прочнее».
И тут, мы, учителя музыки должны доказать, что наши занятия дают не только эстетическое развитие, но и формируют такие качества, которые будут необходимы ученику в его дальнейшей жизни.
И какое это учительское счастье услышать из уст ученика слова, сказанные искренне, в порыве чувств: СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК! И тогда понимаю, что я занимаюсь нужным делом!
Мне было приятно с вами сотрудничать! Спасибо!
Творческих успехов! |