Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 01.05.2024, 00:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [10]
Воспитательная система школы как фактор достижения новых образовательных результатов [2]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Методическая система образовательной организации – условие профессионального развития педагога [4]
Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования [11]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 10
    Гостей: 10
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2019 » Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования

    Социальная компетенция как личностный результат обучения английскому языку в начальной школе

    В соответствии с законом школьное образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков, формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

    Важным направлением развития личности учащихся в ФГОС утверждается развитие у них мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, становление этических чувств.

    В соответствии с ФГОС на фоне общей значимости личностного, интеллектуального, учебного, духовного, социального, эстетического, эмоционального и физического развития учащихся начальной школы в образовательном курсе «Иностранный язык» центральное место занимает развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

    Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности использования языка как средства межкультурного общения.
    Реализация данной цели требует использование приемов обеспечивающих учебное общение на иностранном языке в условиях школьного урока.
    Успешное иноязычное общение – межкультурное общение – не возможно без сформированной у учащихся социальной компетенции.

    Все ключевые компетенции социальны в широком смысле этого слова, поскольку формируются, развиваются и реализуются в социуме. Социальная компетенция – это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения на иностранном языке и осуществления какой – либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных качеств личности. Сформировать социальную компетенцию значит научить учащихся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе при выполнении поставленной коммуникативной задачи.

    Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции на уроке иностранного языка являются:
    - позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя на общение, при которых учащийся чувствует себя в безопасности
    - включение учащегося во всевозможные виды деятельности
    - высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя
    - разработка и применение эффективных средств и методов обучения
    - обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции;

    - обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по развитию социальной компетенции на всех этапах школьного обучения на междисциплинарной основе.

    Изучение английского языка в младшем школьном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного и не скованного никакими барьерами общения на иностранном языке в будущем.

    Требования к уровню развития социальной компетенции выпускников начальной школы в контексте обучения иностранным языкам

    - способность вступать в общение; способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого);

    - способность к сопереживанию;

    - способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения; - способность оценивать свои поступки и отвечать за них;

    - способность не допускать конфликтов; способность идти на компромисс, на уступки; - способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух);

    - способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения; способность контролировать свое поведение.

    Формируя социальные умения с первого года обучения мы создадим условия для социализации детей, с учетом личностных качеств каждого и дети овладеют социальными умениями. т.е мы научим детей правильно общаться и использовать язык.

    К личностным результатам школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

    Вклад предмета «английский язык» в достижение личностных результатов в процессе обучения в начальной школе может выразиться в следующем:

    • в формировании представлений об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
    • в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;
    • в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в англоязычных странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
    • в развитии самостоятельности, целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении в моделируемых ситуациях общения через обширный речевой репертуар, включенный в УМК;
    • в принятии новой для школьника социальной роли обучающегося, в формировании устойчивой мотивации к овладению иностранным языком;
    • в развитии навыков сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;

    в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания обучения английскому языку (темы, ситуации общения, речевой и языковой материал) и задания, направленные на овладение этим содержанием.

    Социальная компетенция может быть сформирована при помощи:

    • Технологии, обеспечивающие личностно-ориентированное обучение , метод проектов
    • технология сотрудничества
    • проблемное обучение
    • игровая деятельность
    • Интернет- ресурсы
    • викторины, конкурсы, олимпиады

    Мне бы хотелось рассказать о некоторых элементах технологий и их применении в моей практике. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

    Уже во втором классе появляются первые проекты. Одна из самых любимых тем - это «Мое любимое домашнее животное». Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта.

    Также ребята с удовольствием создают проекты на тему «Моя семья», «Мои друзья». Они фотографируют друг друга, вклеивают и подписывают эти фотографии. В 3-м и 4-м классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность выполнения проекта увеличивается. На данном этапе любимыми темами являются «Мои каникулы», «Я люблю спорт». Работу над проектами можно строить в группах или индивидуально. Следует отметить, что метод проектов помогает детям овладеть целым рядом таких компетенций, как готовность работать в коллективе, принимать ответственность за выбор, разделять ответственность с членами команды, анализировать результаты деятельности. В них школьник получает возможность поговорить о своих привычках, любимых вещах в сравнение с теми же явлениями в англоязычных странах. Ребенок учится работать самостоятельно, использовать разные источники информации и новые технологии.

    Большое внимание уделяется в нашей школе не только на уроках , но и во внеурочной деятельности. Хочу рассказать о международном языковом проекте “Oxford World Theatre” К участию в данном проекте были приглашены все школьники, желающие раскрыть свои артистические таланты и попрактиковаться в английском языке. Участники погрузились в мир театра и творили на английском языке.Bcе учащиеся были разделены на две группы в соответствии с возрастом. Ученики начальной школы подготовили спектакль «Питер Пен». Руководил проектом совместно с учителями школы Дениэл Заппи, профессиональный режиссёр и музыкант из Великобритании. Режиссер постарался с максимальной точностью подобрать роль для каждого из участников и все были задействованы как на сцене, так и в работе за сценой.

    Работа шла по чётко разработанному плану:

    — Шаг первый Warm Up Activities (Разминка)

    Приветствие и знакомство с театральным мастерством через драматические, музыкальные и танцевальные игры. Первый день в театральной студии всегда волнующий, полный новых впечатлений. Ребята впервые увидели Дениэла, познакомились с ним и оценили его мастерство.

    - Шаг второй Script Reading (Чтение сценария)

    Понимание сценария через использование профессиональных театральных техник. Задача режиссера была познакомить ребят с произведениями и помочь им понять идею сценария.

    — Шаг третий Rehearsals (Репетиции)

    Перенесение сценария на сценическую площадку в ходе репетиций. Роли розданы и на данном этапе основная задача была максимально представить своего героя. Режиссёр обменивался своим видением героев и стимулировал ребят участвовать в процессе, проявляя их лучшие творческие способности. Все участники команды вносили свой вклад в создание пьесы, а режиссер реализовывал общее видение.

    — Шаг четвертый Rehearsals (Репетиции)

    Детальная проработка индивидуальных сцен, песен и хореографии. Дениэл постарался научить ребят всем доступным трюкам и хитростям актерского мастерства, чтобы зрители лучше почувствовали и поняли героев. Ребята также совместно разработали музыкальное сопровождение и хореографические номера.

    — Шаг пятый Run-Through(«Прогон»)

    Прогонка сценария целиком, с костюмами, декорациями и звуком.

    — Шаг шестой Performance (Спектакль)

    Финальное выступление…

    Театр на английском языке дал ученикам возможность:

    • раскрыть талант и развить творческие способности
    • научиться живому общению на английском языке, а так же умению подавать себя
    • избавиться от комплексов и скованности в общении с иностранцами и выступлении перед публикой

    К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. Например, дан большой по объему текст. Разбиваю его на 3 (А, В, С) части. На такое же количество групп разбиваю детей (по 3-4 чел.). По одному ребенку из каждой группы работают под частью А, частью В, и частью С. Затем они возвращаются в свои домашние группы и обмениваются информацией по всем 3-м частям. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

    Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности.

    Например:

    1. Отгадывание кроссворда.

    2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

    3. «Нарисуй картинку и составь ее описание» (при изучении тем “My pet. My family. Our House. и т. д.)

    4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

    5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей.

    6. Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы "Animals")

    7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.

    8. «Репортер»

    9. «Давайте познакомимся»

    10. «В магазине»

    Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

    Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. В любом случае ребенок учится действовать в коллективе, уметь находить подходы к другим людям. В заданиях с соревновательным моментом дети неизбежно вступают в конфликты, но это хороший опыт по их преодолению. Ведь каждая обида не позволит провести игру, а значит получить ожидаемую радость. Игра помогает обучить и устному и письменному видам речи. Готовя карточки с заданиями, приглашения или составляя меню, дети уже в раннем возрасте развивают коммуникативную компетенцию. Игровые задания готовят детей одновременно к устному и письменному общению. Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал. Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности. Методика игрового обучения как один из факторов, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников и являющаяся неоспоримой составляющей эффективного развивающего обучения иностранному языку позволяет современному педагогу по- новому взглянуть на проблему раннего обучения. Именно реализация данной составляющей применительно к младшему школьному обучению с активным использованием игрового дидактического компонента, как показывают исследования, дает возможность не только разнообразить стандартный процесс обучения, но и сделать его более полноценным и увлекательным для ребенка.

    Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

    Исследуя проблемы развития социальной компетенции на уроках английского языка, можно придти к выводу, что для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы ор­ганизации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту: индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.

    Категория: Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования | Добавил: rrr0901 (05.06.2019)
    Просмотров: 188 | Рейтинг: 2.7/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]