Общее описание инновационного продукта «Дистанционный курс для обучающихся начальной школы «От проекта к открытию»»
Согласно ФЗ от 28 февраля 2012г.N11-ФЗ"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий", статья 15 пункт 1.1:
"При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
В 2017-2018 учебном году в рамках индивидуального плана развития педагога я выбрала тему «Использование дистанционных образовательных технологий в начальной школе». Во время работы над выбранной темой я создала дистанционный курс для подготовки обучающихся 2-4 классов к созданию индивидуальных проектов «От проекта к открытию»
Почему?
Государство поставило перед нами задачу воспитать разностороннюю личность с активной жизненной позицией. Современное образование строится на системно-деятельностном подходе. Главная его цель состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету, желание учиться, а также развить у него навыки самообразования, не давая знания в готовом виде. Чтобы научить своих детей «плавать» я использую современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является проект.
Работая с учениками над созданием проектов я, как и многие мои коллеги столкнулась с проблемой отсутствия единых требований к созданию и оформлению проектных работ.
В нашем лицее большое внимание уделяется проектно-исследовательской работе обучающихся. Начиная со 2 класса ведётся курс внеурочной деятельности «Исследуй и проектируй». А с 3 класса наши ученики представляют свои проекты на конференциях различного уровня. Поэтому я считаю, что уметь выполнять индивидуальный проект должен каждый ученик и учиться этому надо начиная с начальной школы. На мой взгляд, одной из эффективных для этого формой работы является дистанционное обучение.
В России с каждым годом становится всё более популярным дистанционное образование. С чем же это связано?
Во-первых: для дистанционного образования не существует территориальной отдалённости. Это решает сразу две проблемы: снижает количество вынужденных пропусков (длительная болезнь, отмена занятий в периоды карантина или понижения температуры воздуха зимой и т.д.) и позволяет получить качественное образование не только в любом уголке нашей страны, но и за рубежом. Всё, что потребуется для занятий – это знание языка, наличие компьютера и интернета.
Во-вторых: это гибкая система преподавания и большой выбор дистанционных курсов, как по общеобразовательным предметам, так и в рамках дополнительного образования. У каждого ребёнка свои потребности, интересы и увлечения. Дистанционное образование даёт каждому возможность выбрать курс по-душе. Так же не стоит забывать, что интеллектуальные возможности у детей тоже разные. В классе, где сидит 25 учеников, у учителя нет возможности вновь и вновь возвращаться к тому или иному уроку. Дистанционный курс позволяет вернуться к любому занятию в любое время и в комфортной для ребёнка обстановке.
В-третьих: это одна из наиболее эффективных форм инклюзивного образования, когда ребёнок из-за каких-либо индивидуальных особенностей здоровья не может посещать учебное заведение.
В-четвёртых: это одна из форм индивидуальной работы с одарёнными детьми. Дистанционное обучение даёт возможность шагнутьдалеко за рамки урока и углубленно изучать тот или иной предмет.
В-пятых: для такого образования не существует возрастных ограничений. Его можно использовать на любом уровне образования.
Я перечислила несколько основных плюсов дистанционного образования. На самом деле их гораздо больше и каждый может найти что-то, что привлекает именно его. Я уверена, дистанционное образование своей популярности не утратит.
Что?
Ученики начальной школы только знакомятся с проектной деятельностью. Для самостоятельной работы им не хватает как теоретических знаний, так и практических навыков. К тому же разные источники предлагают различные подходы к разработке, оформлению и защите проектов. Очень часто в начальной школе термином «проект» заменяют решение проектной задачи, что, на мой взгляд, неверно. «Проект» требует более длительных временных затрат и хорошей теоретической базы. Именно поэтому появилась идея создания дистанционного курса «От проекта к открытию».
Цель проекта: создание дистанционного курса.
Задачи:
1.Реализация основных методов дистанционного обучения в процессе создания обучающимися начальной школы индивидуальны проектов в рамках курса: «От проекта к открытию».
2.Развитие познавательной и исследовательской деятельности, творческого потенциала учащихся начальной школы.
3.Воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе.
4.Формирование у обучающихся проектного мышления, умения добывать новые знания и использовать их на практике.
Реализация продукта проходит в 6 этапов:
1 этап: прохождения регионального обучающего семинара «Методика создания дистанционных курсов в системе Moodle» - октябрь-декабрь 2015 г.
2 этап: работа на региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской области – 2015-2018 г.
3 этап: создание собственного ДК «От проекта к открытию» - 2017 - 2018 г.
4 этап: презентация продукта на муниципальном креатив-фестивале «Инновации будущего» 2018 г.
5 этап: участие в региональном профессиональном конкурсе дистанционных и видео курсов «Доступное образование» - февраль- май 2019 г.
6 этап: внедрение курса в процесс внеурочного обучения.
Форма продукта – дистанционный курс в рамках внеурочной деятельности, способствующая повышению качества образования и развитию проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Данный курс стал первым серьёзным продуктом в моей практике, поэтому я назвала его инновационным.
Данный курс –это виртуальная образовательная площадка. Он разбит на модули, что позволит обучающимся поэтапно изучить теорию и на практике создать свой индивидуальный проект.
Курс разработан в системе Moodle. Использование программного обеспечения совершенно бесплатно. С данной системой я познакомилась в 2015 году на семинаре «Методика создания дистанционных курсов» ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования». Она проста и понятна в использовании. Курсы, созданные в этой оболочке, предназначены для любого количества пользователей. Если апробация пройдёт успешно, думаю, мой курс будет интересен учителям и ученикам нашего района.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся овладеют:
основами дистанционного обучения;
необходимой терминологией;
навыками работы над индивидуальным проектом.
Обучающиеся могут приобрести:
навыки публичного выступления.
Обучающиеся будут знать:
основные средства дистанционного обучения;
классификацию учебных проектов;
этапы работы над индивидуальным проектом;
виды информационных источников;
критерии оценивания проекта;
критерии оценивания работы на дистанционном курсе.
Обучающиеся приобретут следующие умения:
использование интерактивных методов обучения на дистанционном курсе;
выбор темы проекта;
постановка проблемы;
поиск и анализ теоретической информации;
создание проектного продукта;
применение теоретических знаний на практике.
Обучающиеся будут иметь четкое понимание:
о возможностях дистанционного обучения;
значения применения проектной технологии в процессе обучения.
К сожалению, у дистанционного обучения есть не только плюсы, но и минусы:
отсутствие технических возможностей (нет компьютера и доступа в интернет);
недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей и обучающихся;
отсутствие личного общения с учителем и жёсткого контроля с его стороны, тем самым большая степень ответственности за прохождения курса ложится на самого обучающегося;
наверное самое главное, отсутствие мотивации со стороны обучающихся.
Вот и передо мной встала проблема «как же привлечь обучающихся к работе на моём курсе?»
Для формирования устойчивой мотивации обучающихся необходимо подобрать материал, который будет им не только интересен, но и полезен на практике. Обучающиеся нашего лицея ежегодно принимают участие в школьной и муниципальной проектно-исследовательских конференциях. А также посещают кружок «Исследуй и проектируй». Курс было решено создать как дополнение к этому кружку. Не стоит забывать, что мы имеем дело с обучающимися 2-4 классов. Даже если мне удастся привлечь и удержать внимание детей в начале изучения курса, то в конце им будет работать всё труднее и труднее. В силу своих возрастных особенностей они быстрее устают, чем например обучающиеся средней ступени и не стремятся к достижению какого-то абстрактного результаты. Чтобы удержать их внимание в процессе всей работы:
подача материала должна быть яркой и интересной;
цели и задачи каждого модуля простые и доступные;
практические задания должны преобладать над изучением теоретического материала;
учитель должен своевременно проверять работы и выставлять результаты;
нельзя забывать о создании ситуации успеха (словесная похвала, положительная отметка, участие детских работ в конкурсах различного уровня, можно устроить праздник защиты проектов и т.д.)
Занятия на дистанционном курсе проходит в свободное для обучающихся время.
Содержание курса
Курс «От проекта к открытию» состоит из следующих модулей:
Введение «Проектная задача, проект или исследование?»
Классификация образовательных проектов.
Знакомство с индивидуальным проектом.
Разработка проектного задания.
Работа над проектом.
Защита проекта.
Рефлексия.
Приложение 1
Проект программы дистанционного курса «От проекта к открытию»
Модуль
Содержание
Продолжительность
Модуль 1 Введение «Проектная задача, проект или исследование?»
1. Лекция в формате pdf.
2. Практическое задание «Установи соответствие»
До 7 дней.
Модуль 2 «Классификация образовательных проектов»
1. Лекция в формате pdf.
2. Практическое задание «Тест»
До 7 дней
Модуль 3 «Знакомство с индивидуальным проектом»
1. Скачать и изучить памятку.
2. Познакомиться с готовыми индивидуальными проектами.
До 10 дней..
Модуль 4 и 5 «Разработка проектного задания, работа над проектом»
Проходит в форме обратной связи и личных консультаций (при возможности, т.к. куратор и ученики курса чаще всего находятся в одном учебном заведении)
Зависит от темы и направленности проекта
Модуль 6 «Защита проекта»
Проходит в заочной форме.
1 вариант. На страницах портала размещается проект и презентация к нему.
2 вариант. Размещение видеороликов с записью защиты проекта.
До 10 дней.
Модуль 7 «Рефлексия»
Участники курса делятся впечатлениями по заданной форме.
До 3 дней.
Возвращаясь к словам Александра Минца, хочется верить, что я научу своих учеников плавать. А мой курс поможет сделать обучение разнообразным и увлекательным.