ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Его цель- содействовать становлению ребенка, как личности.
К числу современных образовательных технологий, внедряемых в нашем ДОУ, относятся:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
3.технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6.игровая технология;
7.технология «ТРИЗ»;
8.Мнемотехнология.
Здоровьесберегающие технологии
Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье
Задачи:
воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.
1.1Физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики
1.2Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье:
технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
1.3.Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья:
технология использования подвижных и спортивных игр
гимнастика
ритмопластика
динамические паузы
релаксация
В каждой группе ДОУ есть центры «Здоровья» (стендовые консультации для родителей, картотеки подвижных игр, спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей).
Вся работа в течение всего дня осуществляется комплексно с участием педагогических работников: педагогов, музыкального руководителя, педагога – психолога.
Инновационные технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Результат использования технологии
Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в нашем детском саду: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса в наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.
Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:
Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.
Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
9. Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Главной задачей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. В работе с родителями информационно – компьютерные технологии используются при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов, мастер-классов, консультаций. Использование информационно – компьютерных технологий позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.
5. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада:
обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализацию имеющихся природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам.
Совместно определяют разнообразную творческую деятельность.
В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
6. Инновационная Игровая технология
Цель: повысить значимость игры в воспитательно- образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия
способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками
формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания
совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно- образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих эмоционально – волевую сферу дошкольника
7.Технология «ТРИЗ»
«ТРИЗ» - использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека, позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Цель использования технологии «ТРИЗ»: Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.
Основные критерии в работе с дошкольниками:
Доходчивость и простота в подаче материала педагогами
Использование игровой среды
Использование многочисленных ресурсов
8. Инновационная образовательная технология «Мнемотехнология»
Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление.
В результате использования «Мнемотехнологии»:
Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением.
Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников.
Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучиванию стихотворений.
Цель: Создание условий для взаимовыгодного социального партнерства в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего успешную социализацию и накопление детьми социального опыта.
Задачи:
1.Поиск форм эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.
2.Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.
3.Формирование положительного имиджа, образовательного учреждения, как социального партнера.
Социальное партнёрство позволяет нашему дошкольному образовательному учреждению решать такую стратегическую задачу, как повышение качества воспитательно - образовательной работы с воспитанниками.
Взаимодействие нашего детского сада с социальными партнерами осуществляется по следующим направлениям:
9.1 Сотрудничество с родителями
родительские собрания и циклы лекций для родителей;
консультирование родителей (индивидуальное и групповое);
родительские уголки, информационные стенды, листы - памятки для родителей;
проведение дней открытых дверей;
участие родителей в создании предметно-развивающей среды;
участие в планировании, разработке сценариев, подготовке, оформлении и непосредственном участии в мероприятиях,
организация встреч с интересными людьми
Инновационные формы работы с родителями:
Деятельность консультативного пункта по работе с родителями и с детьми, не посещающими дошкольное образовательное учреждение
Деятельность «Школы будущего первоклассника», включающую взаимодействие с родителями
Участие родителей в создании «Портфолио» своего ребёнка, направленное на воспитание успешного ребёнка
9.2. Сотрудничество с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями:
Взаимодействие по организации и проведению совместных мероприятий
9.3 Сотрудничество с муниципальными общеобразовательными учреждениями
Сотрудничество обеспечивает преемственность ступеней общего образования воспитанников: дошкольное образование - начальная школа
Организованные совместные мероприятия:
Взаимопосещение педагогов дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы .
Родительские собрания в дошкольном образовательном учреждении с участием учителей начальной школы общеобразовательного учреждения.
· совместная работа, направленная на воспитание патриотизма у дошкольников через посещение музеев в общеобразовательных учреждениях , конкурс чтецов к 9 мая и др.
Участие в мероприятиях, направленных на воспитание патриотического воспитания дошкольников, повышают имидж нашего дошкольного образовательного учреждения, уровень профессиональной компетентности педагогов, формирует успешность педагога и воспитанника через участие в творческих совместных мероприятиях.
Руководитель учреждения должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Должны быть учтены индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать восприимчевую к нововведениям команду педагогов.
Восприимчивый к нововведениям педагог:
1) постоянно занимается самообразованием;
2) стремится внедрить передовой опыт в практику;
3) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
4) анализирует результаты своей педагогической деятельности;
5) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.
Отобранные руководителем цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, должны повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль.
Со всеми инновационными технологиями( Триз, Мнемотехнология и др.) . интересующими Вас. наши педагоги смогут познакомить на заседаниях ТГПР, на страницах сайта детского сада, различных районных мероприятиях. Педагоги нашего детского сада очень активны и всегда рады поделиться своим опытом. Приезжайте. обращайтесь с вопросами, всегда рады помочь! С уважением, О.А.Гриднева.
Очень здорово, что в каждой группе вашего ДОУ есть центры «Здоровья», и что вся работа осуществляется комплексно, с привлечением специалистов. Хотелось бы побольше узнать о вашей фиксации результатов (наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности) и о "погружении" в краски, звуки, запахи и образы природы.У нас в детских садах также создаютсяусловия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности ребят – это мини-лаборатории, где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. Наверное, вы над этим работаете. А вообще экспериментальная деятельность даёт детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Ольга Александровна, нам понравилась ваша тема, особенно проектная деятельность и использование здоровьесберегающих технологий. Желаем Вам успехов, надеемся, что поделитеесь опытом!
Замечательно что вы используете современные образовательные технологии. Хотелось бы подробнее узнать как у вас проходит-игровая технология, технология «ТРИЗ» и Мнемотехнология для дальнейшего использования на базе нашего д/с. Буду благодарна если поделитесь информацией.
Добрый день. Все, представленные мной в работе, технологии широко используются в работе педагогами ДОУ. Результаты работы по работе муниципальной инновационной площадки будут выставлены на сайте ДОУ вместе с публичным докладом.
Не нужно в следующий раз - хотелось бы узнать уже сейчас.... можно добавить в комментариях - Вы используете в практике ВСЕ представленные технологии?... Есть ли какие-либо результаты (в плане повышения качества образования)? Вы являлись муниципальной инновационной площадкой - где можно ознакомиться с результатом работы?
Ольга Александровна! На мой взгляд, статья больше носит "академический", познавательный характер - очень мало (практически нет) конкретных примеров примеров. Например, в презентации можно было бы показать пример мнемотехники (образцы таблиц по которым вы работали), если указывается здоровье сберегающая технология (хотя она уже давно не современная) - необходимо указывать РЕЗУЛЬТАТ, например, снижение заболеваемости детей в течение года и т.д. Описание технологий мы и сами можем найти и прочитать... Хотелось бы видеть именно ВАШУ работу..... И самое главное, если Вы указываете в теме "...повышение качества образования" - покажите это самое повышение! (Ковалева Елена Евгеньевна, методист по дошкольному воспитанию МКУ "ИМО управления образования")
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]