Общее описание инновационного продукта: ключевые положения, глоссарий (не более 5 понятий)
Процесс развития и обучения детей дошкольного возраста проходит во время игры. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми. Одним из нетрадиционных приемов по развитию моторики и речи ребенка служат игры с камешками марблс, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов и психологов.
Марблс — это наборы, состоящие из стеклянных камешков различного размера, цвета и формы. Их вполне можно считать универсальным пособием, так как применять можно в различных вариантах: от декора до образовательных задач. Шарики имеют разнообразную цветовую гамму. Они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие. Камешки - кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются. Могут быть стеклянными, пластмассовые, деревянные, из натурального камня.
Игры с камешками Марблс соответствует требованиям к предметно - развивающей среде:
1. Обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
3. Удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка.
4. Поддерживают инициативу детей.
5. Формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.
6. Обеспечивают вариативность и разнообразие содержания. Камешки Марблс – материал современный, доступный, эстетически привлекательный для детей.
Целью применения дидактических игр с использованием камушек Марблс в образовательной деятельности является развитие познавательного интереса дошкольников. Что позволяет решать ряд задач:
1. Дети рассматривают, трогают камешки, чтобы определить их размер, форму, гладкость, наличие граней – это способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук.
2. Камешки Марблс разнообразны по внешнему виду – это помогает во время дидактических игр и упражнений закреплять понятия величины, формы, цвета, количества, развивать умение сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать, закреплять навыки порядкового и количественного счета.
3. Камешки Марблс привлекают детей своей яркостью и необычностью, следовательно, данный материал эффективно использовать для развития ориентировки на листе бумаги. Полученные навыки (найти верхний левый угол, нижний правый угол и т.п.) дошкольникам легче применять при упражнениях на листе бумаги в клетку, но уже без использования таких ярких предметов как камешки Марблс.
4. Использование картинок-шаблонов и мини-сказок к ним обогащает представления об окружающей действительности и словарный запас дошкольников (дети слушают мини-сказку, выкладывают камешки на картинку-шаблон, чтобы помочь сказочным персонажам, дополняют сказочный сюжет, пересказывают его, пытаются самостоятельно сочинять сказку или рассказ по предложенной картинке). 5. Из красивых разноцветных камешков детям интересно составлять узоры и картины (по образцу, по условиям, по замыслу), что способствует развитию воображения и творческих способностей дошкольников. |