Согласно ФЗ от 28 февраля 2012г.N11-ФЗ"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий", статья 15 пункт 1.1:
"При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
В 2017-2018 учебном году в рамках индивидуального плана развития педагога я выбрала тему «Использование дистанционных образовательных технологий в начальной школе». Во время работы над выбранной темой я создала дистанционный курс для подготовки обучающихся 2-4 классов к созданию индивидуальных проектов «От проекта к открытию»
Почему?
В России с каждым годом становится всё более популярным дистанционное образование. С чем же это связано?
Во-первых: для дистанционного образования не существует территориальной отдалённости. Это решает сразу две проблемы: снижает количество вынужденных пропусков (длительная болезнь, отмена занятий в периоды карантина или понижения температуры воздуха зимой и т.д.) и позволяет получить качественное образование не только в любом уголке нашей страны, но и за рубежом. Всё, что потребуется для занятий – это знание языка, наличие компьютера и интернета.
Во-вторых: это гибкая система преподавания и большой выбор дистанционных курсов, как по общеобразовательным предметам, так и в рамках дополнительного образования. У каждого ребёнка свои потребности, интересы и увлечения. Дистанционное образование даёт каждому возможность выбрать курс по-душе. Так же не стоит забывать, что интеллектуальные возможности у детей тоже разные. В классе, где сидит 25 учеников, у учителя нет возможности вновь и вновь возвращаться к тому или иному уроку. Дистанционный курс позволяет вернуться к любому занятию в любое время и в комфортной для ребёнка обстановке.
В-третьих: это одна из наиболее эффективных форм инклюзивного образования, когда ребёнок из-за каких-либо индивидуальных особенностей здоровья не может посещать учебное заведение.
В-четвёртых: это одна из форм индивидуальной работы с одарёнными детьми. Дистанционное обучение даёт возможность шагнутьдалеко за рамки урока и углубленно изучать тот или иной предмет.
В-пятых: для такого образования не существует возрастных ограничений. Его можно использовать на любом уровне образования.
Я перечислила несколько основных плюсов дистанционного образования. На самом деле их гораздо больше и каждый может найти что-то, что привлекает именно его. Я уверена, дистанционное образование своей популярности не утратит.
Что?
Ученики начальной школы только знакомятся с проектной деятельностью. Для самостоятельной работы им не хватает как теоретических знаний, так и практических навыков. К тому же разные источники предлагают различные подходы к разработке, оформлению и защите проектов. Очень часто в начальной школе термином «проект» заменяют решение проектной задачи, что, на мой взгляд, неверно. «Проект» требует более длительных временных затрат и хорошей теоретической базы. Именно поэтому появилась идея создания дистанционного курса «От проекта к открытию».
Данный курс –это виртуальная образовательная площадка. Он разбит на модули, что позволит обучающимся поэтапно изучить теорию и на практике создать свой индивидуальный проект.
Курс разработан в системе Moodle. Использование программного обеспечения совершенно бесплатно. С данной системой я познакомилась в 2015 году на семинаре «Методика создания дистанционных курсов» ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования». Она проста и понятна в использовании. Курсы, созданные в этой оболочке, предназначены для любого количества пользователей. Если апробация пройдёт успешно, думаю, мой курс будет интересен учителям и ученикам нашего района.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся овладеют:
- основами дистанционного обучения;
- необходимой терминологией;
- навыками работы над индивидуальным проектом.
Обучающиеся могут приобрести:
- навыки публичного выступления.
Обучающиеся будут знать:
- основные средства дистанционного обучения;
- классификацию учебных проектов;
- этапы работы над индивидуальным проектом;
- виды информационных источников;
- критерии оценивания проекта;
- критерии оценивания работы на дистанционном курсе.
Обучающиеся приобретут следующие умения:
- использование интерактивных методов обучения на дистанционном курсе;
- выбор темы проекта;
- постановка проблемы;
- поиск и анализ теоретической информации;
- создание проектного продукта;
- применение теоретических знаний на практике.
Обучающиеся будут иметь четкое понимание:
- о возможностях дистанционного обучения;
- значения применения проектной технологии в процессе обучения.
К сожалению, у дистанционного обучения есть не только плюсы, но и минусы:
- отсутствие технических возможностей (нет компьютера и доступа в интернет);
- недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей и обучающихся;
- отсутствие личного общения с учителем и жёсткого контроля с его стороны, тем самым большая степень ответственности за прохождения курса ложится на самого обучающегося;
- наверное самое главное, отсутствие мотивации со стороны обучающихся.
Вот и передо мной встала проблема «как же привлечь обучающихся к работе на моём курсе?»
Для формирования устойчивой мотивации обучающихся необходимо подобрать материал, который будет им не только интересен, но и полезен на практике. Обучающиеся нашего лицея ежегодно принимают участие в школьной и муниципальной проектно-исследовательских конференциях. А также посещают кружок «Исследуй и проектируй». Курс было решено создать как дополнение к этому кружку. Не стоит забывать, что мы имеем дело с обучающимися 2-4 классов. Даже если мне удастся привлечь и удержать внимание детей в начале изучения курса, то в конце им будет работать всё труднее и труднее. В силу своих возрастных особенностей они быстрее устают, чем например обучающиеся средней ступени и не стремятся к достижению какого-то абстрактного результаты. Чтобы удержать их внимание в процессе всей работы:
- подача материала должна быть яркой и интересной;
- цели и задачи каждого модуля простые и доступные;
- практические задания должны преобладать над изучением теоретического материала;
- учитель должен своевременно проверять работы и выставлять результаты;
- нельзя забывать о создании ситуации успеха (словесная похвала, положительная отметка, участие детских работ в конкурсах различного уровня, можно устроить праздник защиты проектов и т.д.)
Занятия на дистанционном курсе не должно превышать 20 минут в день.
Содержание курса
Курс «От проекта к открытию» состоит из следующих модулей:
- Введение «Проектная задача, проект или исследование?»
- Классификация образовательных проектов.
- Знакомство с индивидуальным проектом.
- Разработка проектного задания.
- Работа над проектом.
- Защита проекта.
- Закрепление.
- Рефлексия.
Приложение 1
Проект программы дистанционного курса «От проекта к открытию»
Модуль
|
Содержание
|
Продолжительность
|
Модуль 1 Введение «Проектная задача, проект или исследование?»
|
1. Лекция в формате pdf.
2. Практическое задание «Установи соответствие»
|
До 7 дней.
|
Модуль 2 «Классификация образовательных проектов»
|
1. Лекция в формате pdf.
2. Практическое задание «Тест»
|
До 7 дней
|
Модуль 3 «Знакомство с индивидуальным проектом»
|
1. Скачать и изучить памятку.
2. Познакомиться с готовыми индивидуальными проектами.
|
До 10 дней..
|
Модуль 4 и 5 «Разработка проектного задания, работа над проектом»
|
Проходит в форме обратной связи и личных консультаций (при возможности, т.к. куратор и ученики курса чаще всего находятся в одном учебном заведении)
|
Зависит от темы и направленности проекта
|
Модуль 6 «Защита проекта»
|
Проходит в заочной форме.
1 вариант. На страницах портала размещается проект и презентация к нему.
2 вариант. Размещение видеороликов с записью защиты проекта.
|
До 10 дней.
|
Модуль 7 «Закроепление»
|
Кроссворд.
|
До 7 дней.
|
Модуль 8 «Рефлексия»
|
Участники курса делятся впечатлениями по заданной форме.
|
До 3 дней.
|
Примечание: сроки указаны приблизительно. При указании сроков использованы достаточно длительные временные промежутки, т.к. курс не связан с основной школьной программой и изучается во внеурочное время.
Приложение 2
- https://mir-detstwa.jimdo.com/%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B9-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8/
- https://cms.e.jimdo.com/app/s979582ab87cfbeda/p997091c5bd4935a3/?cmsEdit=1
|