Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 20:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС

    Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Занкова Л.В.

    Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем
    сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.
    Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,
    нас по праву можно назвать творческими людьми.
    Джеймс Алан Гарднер

    Мы все с вами знаем, что современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения. Поэтому работа педагога должна быть направлена на формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на действительность, изменяя её к лучшему. А это под силу лишь творчески мыслящим людям, способным решать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
    Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, предоставляющий возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации. В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя  разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности  нуждаются в поддержке и в развитии.
    Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
    Меня  постоянно привлекала знаменитая фраза Антона Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» 
    И почти на протяжении всей своей  педагогической деятельности  я искала ответ на свой вопрос: как построить свою работу так, чтобы соответствовать  этой заповеди Чехова?  Как построить  свое преподавание, чтобы, обучая детей, воспитывать  прекрасную душу ребенка? 
    Когда мои коллеги раздумывали, чью систему обучения  выбрать, я остановила свой выбор на системе Занкова, и не ошиблась.
    Четыре года я работала по этой системе и как учитель, и как классный руководитель,  убедилась, - ни в одной  другой программе настолько конкретно не проглядывается концепция «обучая, развивай». Именно  в   его  программе  заложено  «целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника»,почти по Чехову – «в человеке все должно быть прекрасно».
    Работая по системе Занкова, я убедилась в том, что эта развивающая система  дает возможность для максимального развития  творческого потенциала учеников.
    В системе Л.В. Занкова часто "знакомое" понятие рассматривается как бы под другим углом зрения и на другом материале, а принцип быстрого темпа прохождения материала требует частой смены познавательных задач и новизны. Нет "повторения в обычном смысле этого слова".
    Иначе говоря, в учебниках нет "одинаковых" упражнений в процессе изучения темы, не будет их и после того, как тема пройдена; отсутствуют специальные уроки повторения в начале года и в конце четверти; нет "натаскивания" перед контрольной работой и т.д. 
    Ведь основная цель системы – общее развитие. А однообразное повторение приносит значительный ущерб общему, в том числе и творческому развитию школьников. Однако роль повторения как одного из путей достижения знаний вовсе не отрицается. Изменяется сам характер повторительных упражнений, в которых "старое" понятие вступает в новые связи с другими понятиями. Осознание этих связей ведет к более высокому качеству усвоения понятия.
    Например, дети овладели понятиями "корень слова" и "однокоренные слова". В дальнейшем появляется понятие "суффикс". Усваивая новое понятие и выполняя в этих целях разнообразные упражнения (выделить суффикс, образовать новые слова с помощью суффикса и т.д.), дети без специального повторения воспроизводят понятие "корень слова", осознавая его в новом значении состава слова.
    В системе Занкова все задания и вопросы по изучаемой теме как в классе, так и дома, формулируется так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствует формированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу. Таким образом, учащиеся каждодневно привыкают творчески относиться к каждому заданию, проблеме, вопросу.
    На уроках окружающего мира каждая тема сопровождается творческим  заданием, которые  включают различные виды работ:
    • Составить план к тексту в рисунках.
    • Подготовить вопросы и задания, связанные с текстом учебника.
    • Найти в тексте сведения для заполнения таблицы или составления схемы.
    • Рассмотреть рисунки и составить рассказ на заданную тему.
    • Прочитать соответствующий текст учебника, сформировать вывод.
    • Дополнить текст интересными фактами, подобрать иллюстрации.
    • Сочинить загадки о природных объектах, использую информацию учебника.
    • Иллюстрирование отрывков.
    • Подготовка проектов.
    Задания творческого уровня на уроках окружающего мира способствуют созданию положительного эмоционального фона, стимулируют познавательную и мыслительную активность. Благодаря этому, вырос процент учащихся, отдающих предпочтение домашним заданиям творческого характера. Таким образом, повышается уровень познавательного интереса к предмету.
    Работа по учебнику  «Литературное чтение» по системе Л.В. Занкова предполагает непременное участие младшего школьника в литературном творчестве. Многие задания нацелены на то, чтобы воспитать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.
    Уже на первых страницах учебника  рядом со стихотворением С.Я. Маршака помещено стихотворение, написанное первоклассником. Смысл этого жеста в том, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные возможности, в самое серьезное к себе отношение.
    На развитие творческих литературных способностей направлены в учебнике те задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя, героини, посмотреть на одну и ту же ситуацию или предмет глазами разных персонажей (представить ситуацию глазами волка, по-медвежьи).
    Использование естественно возникающих коллизий, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой  уроков по системе Л.Занкова при открытии новых знаний и при закреплении пройденного материала, они  служат мощным инструментом для углубления и открытий новых знаний учащихся.  

    Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Дидактическая система Л. Занкова  и есть та система,  которая помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых невозможно формирование  фундаментального  ядра образования. Именно в действии порождается знание.  Такой подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержания и формирование способностей учащихся.

    На протяжении 4 лет обучения мои ученики принимают активное участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, занимая призовые и победные места, в чем, я считаю, играет немаловажную роль и система Занкова.
    В прошлом учебном году мы впервые участвовали в муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я- познаю мир» и заняли 1  место, в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь»-     3 место, в муниципальном конкурсе творческих работ «В гостях у юбиляра Ш.Перро»-2 место,   Всероссийский творческий конкурс  «Мы- будущее планеты»-диплом 1 степени, Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов - 3 место, XIII Региональный тур интеллектуального марафона учеников-занковцев- 3 место, Всероссийский математический конкурс «Ребус» - диплом II степени

    Таким образом, обучение по системе Занкова помогает  ребенку не только получать и развивать свои знания, но и положительно влияет на его  творческие  способности.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/razvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_mladshikh_shkol.doc
    Категория: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС | Добавил: rrr0901 (19.06.2015)
    Просмотров: 558 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 boss  
    Спасибо автору материала  за статью. По системе Занкова не работаю, но много читала. Она не даёт расслабляться, требует от учителя постоянного осмысления материала, к урокам готовиться - одно удовольствие, много дополнительной литературы. Да и сами уроки кардинально отличаются от уроков по другим системам и учебным комплектам: это уроки-рассуждения, уроки осмысленного учения.

    1 lora-mix  
    Согласна в автором материала, что "обучение по системе Занкова помогает  ребенку не только получать и развивать свои знания. но и положительно влияет на его  творческие  способности". В нашей школе учителя так же работают по системе Занкова и судя по стабильности и результатам её применения в школе учащиеся действительно учатся учиться, а так же применять свои знания и раскрывать свои творческие способности. Спасибо за очень содержательный материал.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]