Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Чтобы войти в мировое экономическое пространство, равноправно участвовать во всемирной экономической конкуренции, нужны люди особой энергетики, особого понимания проблемы, со своеобразным набором свойств и качеств. Таких людей принято называть лидерами, способными взять на себя инициативу и ответственность за принимаемые решения. Лидер – это начало действия, это человек, который через собственные амбиции реализует общественный интерес.
Как правило, это любознательная, деятельная, реалистичная, честная, целеустремленная, ответственная, смелая, оптимистическая, творческая личность, умело преодолевающая преграды и достигающая успеха. Более того, следующему поколению лидеров придется нести ответственность не только за себя, за свою компанию или предприятие, но и за мир в целом, включая и решение глобальных проблем, охраны окружающей среды, сохранения современной цивилизации.
Человек приобретает первые лидерские качества в школе и, несомненно, школьному самоуправлению отводится первое место по подготовке лидеров. Проблема организации ученического самоуправления относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования. Но, говоря о создании органов школьного самоуправления необходимо не забывать об эффективности их деятельности. А самоуправление развивается успешно и дает высокий результат при условии постоянного обучения учащихся в рамках специально организованной школы актива и в повседневной самоуправленческой деятельности. Программа «Школа лидера» имеет социально – педагогическую направленность. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать.
Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. Необходимо установить преемственность между активистами начального звена и среднего, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности
Актив школьного детского объединения состоит из учащихся 8-11 классов. Они проявляют инициативу, активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, учатся самостоятельно принимать решения. Но когда приходит время прощаться со школой не раз можно услышать от выпускников, что они многого не успели сделать для себя и школы. Что же им мешало раньше? Почему они, учась в 4-9 классах, наблюдали со стороны на работу старшеклассников и робко шли им на смену, постепенно раскрывая свои качества лидера?
Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества. Являются ли эти качества врожденными или приобретенными. Предполагается, что лидерские качества можно сформировать и развить.
Подростковый возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Дети этого возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они открыты для общения.
Предполагается, что включение подростков в работу органов самоуправления имеет цель помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Для этого необходимо создать, на базе образовательного учреждения школу лидеров для учащихся 4- 9 классов. |