Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 23:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методические статьи [17]
Конспект урока [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Современный урок » Методические статьи

    Взгляд на современный урок

    « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
    Джон Дьюи
     

     С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.                                        Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:                                                                    

    • наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;        
    •  резко возросла информированность детей;                                                                              
    • ограничен кругозор,  дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;                                                                                                    
    • отсутствуют навыки конструктивного общения со сверстниками.      

    И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»                         Миссия учителя начальных классов всегда была особенной, но в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.                                                                                                          

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно – деятельностный. При таком подходе учение, направляется  на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:  

    • применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
    • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.    

    Школа стал не только источником информации. Она теперь учит учиться. Теперь функция учителя трансформировалась из транслятора знаний, на личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.                  

    Исходя из требований времени, изменился подход к современному уроку. Он  является главной составной  частью учебного процесса, на котором, в значительной мере, сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

    Он  должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.                                                                                  

    По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».      Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.                                                      

    Цель урока в современной школе отличается конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. 

    Моделируя урок, придерживаюсь следующих правил: 
    •    Конкретно определяю тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
    •    Отбираю учебный материал (определяю его содержание, объем, устанавливаю связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
    •    Выбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения в классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
    •    Определяю формы контроля  за учебной деятельностью школьников.
    •    Продумываю оптимальный темп урока, то есть рассчитываю время на каждый его этап.
    •    Продумываю форму подведения итогов урока, рефлексию деятельности.
    •    Продумываю содержание, объем и форму домашнего задания.
    потребность в этом уже давно существует.
    Считаю, что роль мотивации на уроке трудно переоценить. Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
    Поэтому часто в уроках использую ролевую игру. Так как именно игра 
    является привычной и желанной формой деятельности для ребенка. Использую эту форму организации деятельности для обучения, объединяя игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, направляю мотивационный потенциал игры  на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
     Естественная игровая среда без  принуждения и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность ребёнка,  в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке.                                                                          
    Для того, чтобы урок был результативным и эффективным глубоко убеждена, что в основе построения современного урока должны лежать и использование технических средств, и  применение как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. На своих уроках широко использую современные технологии, работаю в технологии моделирования. В результате у моих учащихся формируются умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, тем самым развиваются  умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
    Так что же для  нас современный урок?  Выводы могут быть следующими.
    Это: урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. 
    На вопрос о том, что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних, успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.  Время «готовых» уроков постепенно отходит. 
    Новый  подход к современному  уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.                  Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Школа, в которой обучение ведется с использованием активных методов и технологий, где на уроках царит дружелюбная творческая атмосфера сотрудничества, где ребята за время обучения, помимо изучения основных предметов приобретают жизненно важные навыки и качества, получает явное конкурентное преимущество. Это преимущество видят родители и с радостью принимают дети. В такой школе с удовольствием работают учителя. Именно такая школа сегодня нужна обществу.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/vzgljad.docx
    Категория: Методические статьи | Добавил: rrr0901 (27.05.2015)
    Просмотров: 1076 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2 larinaelenabor  
    Соглашусь с автором статьи. Иметь большой багаж знаний, конечно, очень важно для ученика. Но гораздо важнее - овладеть умением учиться. А учитель должен помочь в этом своим ученикам. Отсюда вытекают новые для педагогов цели образования в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

    1 подачина_елена  
    Не могу разделить с автором тезис о том, что каждый урок должен быть увлекательным и радостным. Учение - тяжелый труд. Погружая детей в атмосферу бесконечных игр и интерактива мы воспитываем в них потребительское отношение. В результате от родителей они постоянно требуют "хлеба", а от учителя "зрелищ". Все новое надо вводить разумно. На ЕГЭ от детей требуют не творчество, а знания.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]