На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. За последние годы среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями» и др.
Это достаточно большая категория детей, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, приводящими или не приводящими к инвалидности; это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии.
1 сентября 2016 года общеобразовательные школы начали работать по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь, по этому образовательному стандарту, каждый ребенок с особыми образовательными потребностями может обучаться в обычной общеобразовательной школе, со своими здоровыми сверстниками.
В категорию детей с ограниченными возможностями здоровья входят:
• глухие и слабослышащие дети;
• слепые и слабовидящие дети;
• дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• дети с тяжелым нарушением речи;
• дети с задержкой психического развития;
• дети с умственной отсталостью;
• дети со слабым аутистическим синдромом.
Статус « ребенок с ограниченными возможностями здоровья» ставит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а статус «ребенок-инвалид» ставит медико-социальная экспертиза (МСЭ).
Как и в других школах, эта проблема не обошла и нашу школу. Мы подготовили представления на детей , подтверждающие документы (тетради, выполненные контрольные работы) и представили детей на ПМПК. Там установили в какой категории , по какой программе будет заниматься тот или иной ребёнок. Позже мы прошли курсы по программе «Социально- психологическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях».
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, психологов, социальных педагогов, логопедов, врачей, педиатра и дефектолога направленная на развитие личности ребенка. Таковой является социально-психологическая служба нашего образовательного учреждения.
Составление индивидуального образовательного маршрута.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
Коррекционно-развивающая работа напрямую связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферой ребенка, развитием мотивации обучения и произвольности, формированием учебных навыков и развитием сферы межличностных отношений, как со сверстниками, так и со взрослыми. Благодаря психокоррекционной работе у ребенка появляется шанс стать успешным, расширить или накопить позитивный опыт решения тех или иных ситуаций, он знакомится с собственными особенностями, развивается и учится чувствовать себя, соотносить свои чувства с реальной ситуацией и регулировать свое состояние в ней.
Как педагог, свою коррекционную работу с детьми с ОВЗ, я строю по следующим направлениям: психодиагностика, консультирование родителей, коррекционно-развивающая работа.
Разработка коррекционной программы. Вся коррекционная работа строится с учетом результатов входящей диагностики и направлена на ликвидацию выявленных у ребенка проблем. Коррекционная программа содержит разделы по развитию познавательных процессов, по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребенка и развитию межличностных отношений. Программа реализуется через проведение групповых и индивидуальных занятий.
· релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
· стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых: развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
· фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
· повышение психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
· развитие воображения и творческих способностей детей;
· коррекцию психоэмоциональных состояний.
Консультирование и просвещение родителей. Консультации для родителей проводятся в индивидуальном порядке. Просвещение родителей происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда, индивидуальные беседы.
Консультирование и просвещение педагогов. Другим немало важным направлением работы является консультирование педагогов школы по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Просвещение педагогов реализуется в форме выступлений на педсоветах, методобъединениях, собраниях, семинарах.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стремлюсь использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/VG2017/sorovozhd_1.docx |