Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 28.03.2024, 19:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методическая статья [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ » Методическая статья

    Проблемное обучение на уроках биологии в коррекционных классах 8 вида

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет свои особенности. Принцип коррекционной направленности присутствует во всех учебных предметах коррекционной школы, в том числе и при изучении биологии. 

    Учащиеся с ОВЗ плохо адаптируются в окружающем мире, с трудом запоминают учебный материал, отвлекаемы и неусидчивы, не могут найти главное в тексте, ответить на сложные вопросы. В то же время они живут среди людей и должны полноценно жить в окружающем их обществе. Быть адекватными среди родных и сверстников, обладать определенными знаниями, иметь представление об окружающем их мире и ориентироваться в нём - всему этому их должна научить школа.

    Считаю, что биология как учебный предмет может способствовать более успешному развитию личности с ОВЗ, способной интегрироваться в социум. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к учёбе, над формированием социальных мотивов и самооценки.   Роль биологии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с ОВЗ.

    Содержание предмета биологии позволяет решать ряд важных коррекционных задач: развитию внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, понимать причинно - следственные связи.

    Передо мной, как и перед любым учителем, встает задача поиска различных методов, способов, приёмов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность учащихся и стимулировать их мыслительные процессы.

    В этом мне помогает использование на уроках технологии развивающего обучения. Использование этой технологии позволяет разбудить в каждом обучающемся природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно развивая  познавательную деятельность учащихся.

    Считаю, что самым удачным в плане реализации развивающего обучения является проблемное обучение.

    Проблемное обучение по  М.И. Махмутову, это  «обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки» .

    На уроке биологии возможно использование различных проблемных вопросов и  заданий, связанных с переносом полученной учебной информации в новую учебную ситуацию. Решение задач биологического содержания учит учащихся рассуждать, доказывать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности, обобщать и делать выводы. Задачи должны быть интересны учащимся, опираться на их жизненный опыт, включать в себя сведения, встречающиеся в средствах массовой информации и окружающей действительности. 

    Наиболее важными элементами проблемного обучения являются:
    а) создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;
    б) возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения задачи и овладение новыми знаниями;
    в) осознание и овладение учащимися приёмами умственной деятельности по приобретению новых знаний.

    Приведу примеры  проблемных ситуаций на уроках биологии.

    Урок в 6 классе по теме «Вода» можно начать словами: «Однажды  в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Но самое интересное в том, что это был правдивый рассказ! Ребята, а вы сможете назвать эту страну? Как можно ходить по воде и почему?»

    Урок по теме «Круговорот воды в природе»(6 класс) можно начать с постановки  проблемного вопроса «Все вы мыли доску, доска после этого бывает влажной, но через некоторое время она высыхает. Почему? Куда исчезает вода?»

    Тема «Опыление растений» (7 класс): «Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Позже туда завезли семена растения и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Объясните, почему?»

    Тема «Питательные вещества» (9 класс):  «В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему?»

    Тема «Иммунитет» (9 класс):  «В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завёз человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад. Объясните, почему остались здоровыми только 98 человек из 7 тысяч?»

    Тема «Значение крови и её состав» (9 класс): «Почему почти при любом заболевании врач направляет больного сдать кровь на анализ?»

    Постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые дают в современной школе. Решение проблемных ситуаций на уроках помогает умственному развитию обучающихся, развивает самостоятельность, а это способствует подготовке к жизни, к труду на пользу общества.

    Литература
    1. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке – М.: Знание,1985.
    2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика, 1987. 
    3. Худенко Е.Д. «Современные подходы к организации коррекционного обучения». Журнал «Коррекция и развитие» №1, 1999.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/VG2017/festival.doc
    Категория: Методическая статья | Добавил: uprobr (15.10.2017)
    Просмотров: 728 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]