Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 24.04.2024, 06:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методическая статья [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ » Методическая статья

    Коррекционная направленность урока

                                                                         «Ум, сердце и руки –
                                                                              вот что нужно развивать
                                                                                в детях как единое целое.
                            Ш. Амонашвили

    Урок в школе VIII вида должен иметь коррекционную направленность.

    Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

    Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.
    Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

    В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых  детей (общая  коррекция),  и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)

    Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание»  на привычных шаблонных действиях.
    Общая коррекция  заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне. 

    Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов.

    Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу. 

    Коррекционная направленность уроков особо значима при работе с такими детьми.

    Практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физической культуры. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики.  

    Кроме основных предметов в учебный план включены  предметы коррекционной направленности такие, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), социально-бытовая ориентировка (СБО). 

    Занятия ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков. 

    Уроки ритмики. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки.  
    Уроки «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель: максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий деятельности. 

    Уроки устной (разговорной) речи. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.

    Занятия с учителем-логопедом. Цель: коррекция речевых нарушений. 

    Уроки СБО. Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.

    Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

    Основные направления коррекционной работы:
    1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 
    -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
    -развитие навыков каллиграфии; 
    -развитие артикуляционной моторики. 
    2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 
    -развитие зрительного восприятия и узнавания; 
    -развитие зрительной памяти и внимания; 
    -формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина.) 
    -развитие пространственных представлений и ориентации; 
    -развитие представлений о времени;
     -развитие слухового внимания и памяти;
     -развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 
    3.Развитие основных мыслительных операций: 
    -навыков соотносительного анализа; 
    -навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); 
    -умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
    -умения планировать деятельность; 
    -развитие комбинаторных способностей. 
    4.Развитие различных видов мышления: 
    -развитие наглядно-образного мышления; 
    -развитие словесно-логического мышления( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.) 
    5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: 
    -развитие навыков адекватного общения. 
    6.Развитие речи, овладение техникой речи. 
    7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 
         
    Работая учителем детей с нарушением интеллектуального развития необходимо знать особенности проведения уроков. Рассмотрим основные общедидактические требования. Эти требования общие и для коррекционных и для общеобразовательных школ.
    1. Общедидактические требования:
    1.    Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
    2.    Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
    3.    На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
    4.    Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
    5.    На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
    6.    На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
    7.    Урок должен быть оснащен: 
    o    техническими средствами обучения;
    o    дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
    o    весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
    8.    На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
    9.    Необходимо введение в обучение компьютеров.
    10.    На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим: 
    o    проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
    o    соответствие мебели возрасту детей;
    o    соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
    o    соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
    o    соблюдение санитарно-гигиенических требований.
    11.    Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: 
    o    оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
    o    способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
    2. Специальные требования:
    1.    Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
    2.    Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
    3.    Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
    4.    Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
    5.    Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
    6.    опора на более развитые способности ребенка;
    7.    Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной  деятельности на отдельные части, операции и др.
    Опти¬мальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
     - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
     - выбор цели и средств ее достижения;
     - регулирование действий учеников; 
     - побуждение  учащихся к деятельности на уроке;
     - развитие интереса к уроку; 
     - чередование труда и отдыха.
    Тему урока учитель выбирает из про¬граммы; она должна соответствовать его тематическому плану. Цели урока: у нас их три – образовательна  (дидактическая), коррекционно-развивающая, воспитательная.
    В практике специальных школ 8-го вида как и в других общеобразовательных школах различают  следующие типы уроков:
    1.Комбинированный урок;
    2.Урок изучения нового материала;
    3.Урок закрепления знаний;
    4.Урок повторения изученного материала
    5.Урок систематизации и обобщения знаний
    6.Урок проверки и оценки знаний 
    В практике работы специальной  школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти-пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма¬лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб¬ного процесса.
    Вот примерная структура комбинированного урока:
    - организационный момент и подготовка к уроку; 
    - организация учебной деятельности; 
    - проверка домашнего задания; 
    - повторение ранее изученного материала; 
    - подготовка к восприятию нового материала; 
    - изучение новых знаний;
    - коррекция в процессе получения новых знаний; 
    - закрепление нового материала; 
    - подведение итогов; 
    - объявление домашнего задания; 
    - вывод из урока.

     Определив структуру урока, учитель вы¬бирает методы работы на каждом этапе. Здесь важно учитывать следующие моменты:
    1. Любой учебный метод, включенный в урок, должен решать конкретную задачу по обра¬ботке учебной информации: повторять, зак¬реплять, изучать и т.п.; учитель должен заранее знать объем и способы информации, отрабатываемой им и учениками. Дня этого необходимо четко сформулировать инструк¬ции учащимся, чтобы не повторять дважды, что и как делать.
    2. Коррекционная направленность урока предполагает, что методы, включен¬ные в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функ¬цию. Для этого необходимо продумы¬вать задания с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто считали, писали, отвечали, но и делали это с включением в актив¬ную работу психологических функций.
    Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен их скомбинировать та¬ким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на уроке, и тем самым реализовался охрани¬тельный режим обучения. Нельзя допус¬кать такое планирование урока, в ходе которого ученики все время работают в режиме беседы, или долго пишут, или долго читают. Учитель должен упражнять их в различных видах деятельности: слу¬шают (учителя) — отвечают (беседа) — думают и пишут (программированные за¬дания) — рассказывают (рассказ ученика) — играют (кроссворд) — читают (работа с текстовым материалом) и т.д. Для того, чтобы достичь эффективной работоспо¬собности учащихся, учитель при разра¬ботке конспекта урока должен думать не о том, что он будет делать («я объяс¬няю», «я повторяю», «я спрошу»), а прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и мето¬да. Такой подход к планированию урока способствует реализации педагогом роли организатора учебного процесса, а не роли главного источника знаний, что, бесспорно, малополезно для наших по¬допечных.
    Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания. Остановимся поподробнее на коррекционно-развивающих задачах. 
    Коррекционная задача урока обычно имеет такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практи¬чески невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание уро¬ка определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных выс¬ших психических функций. Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наи¬более активно будет работать мыслитель¬ная деятельность, процессы анализа, син¬теза, классификация и сравнения. Во время занятий изобразительным искусст¬вом от учащихся требуется умение разви¬вать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корриги¬ровать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения (пересказ тек¬ста) от учащихся требуется умение запо¬минать текст и воспроизводить его. Зна¬чит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вер¬бальной памяти. На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа может быть направлена на восприя¬тие и зрительную память. Таким образом, коррекционная задача должна быть пре¬дельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, ко¬торые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их актив¬ную работу будет подступать и отрабатывать¬ся учебная информация.  
    Коррекционно-развивающие задачи:
    •    коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
    •    коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
    •    коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
    •    коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
    •    коррекция и развитие зрительных восприятий…;
    •    развитие слухового восприятия…;
    •    коррекция и развитие тактильного восприятия…;
    •    коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
    •    коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
    •    коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…
    Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока. Например, организационный момент урока преследует цель: создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся. Физкультминутка и офтальмопауза даёт разгрузку учащимся во время урока и решает задачи  повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности. Физкультминутка и офтальмопаузы, логопедические разминки   - по выбору учителя - что походит по содержанию к теме урока. Коллективные виды работ или выступления перед классом способствуют коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Эта же цель реализуется и на классных часах. При выполнении заданий, упражнений на любом уроке задействованы восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся.

    Категория: Методическая статья | Добавил: uprobr (17.10.2017)
    Просмотров: 427 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]