Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 28.03.2024, 13:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методическая статья [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ » Методическая статья

    Индивидуализированная карта учащегося с ОВЗ

    Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту, мы замечаем и помним только эти моменты и не видим, когда он спокоен, серьезен, сосредоточен. Так ребенок учится скрывать свое истинное лицо, приноравливается к нашим требованиям. Он как бы входит в норму наших требований.

    Я. Корчак

    Одним из эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающим возможности их воспитания и обучения, является осуществление индивидуального подхода, основанного не только на четком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях.

    В психолого-педагогической практической деятельности принцип индивидуализации реализуется в соответствии с правилами:

    • работа с учащимися должна ориентироваться на развитие каждого из них;
    • постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на каждого ученика.

    Целью организованной работы с картой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика является: создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников.

    Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является основным направлением коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, способствующим преодолению или ослаблению недостатков развития детей, направленным на создание оптимальных возможностей и условий для их психического развития в процессе обучения в общеобразовательной школе. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как «комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации».

    Остановлюсь подробнее на построение индивидуального образовательного маршрута, который обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности:

    Состояние здоровья, уровень физического развития, особенности интересов, склонностей, способностей, характера личности, уровень усвоения программного материала и формирование учебных действий.

    Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

    1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
    2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
    3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
    4. Просветительская работа с родителями, учителями с целью рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности, школьной дезадаптации.

    Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья основывается на следующих направлениях деятельности:

    • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
    • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;
    • коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;

    • коррекция проблем ребёнка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов, взаимодействие семьи и школы.

    В 2016-2017 учебном году мною было проведено комплексное психодиагностическое обследование, направленное на изучение познавательных процессов, исследование уровня развития интеллектуальных процессов, оценка индивидуальных особенностей учащихся. Были проведены психодиагностические обследования, направленные на изучение познавательных процессов, оценку индивидуальных особенностей учащихся 1-9 класс. Всего было обследовано 18 человек. Определялись следующие параметры: уровень умственной активности, отношении к школе и учению, отношение учащихся к образовательному процессу, изучить положения ребенка в семейном коллективе, характер взаимоотношения в классе и в семье.

    В ходе данного обследования использовались следующие психодиагностические методики:

    1. Адаптация отношений ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Тест «Рисунок школы»;
    2. Мотивационный опросник Лускановой;
    3. «Отношение к школе и учения» по методике Т.А.Нежновой;
    4. Диагностики развития межличностных отношений и уровня воспитанности;
    5. Методика для изучения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур;
    6. Тест «Кодирование»;
    7. Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина;
    8. Методика определения уровня умственного развития;
    9. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна;
    10. Рисунок «Моя семья»;
    11. Методика «Графический диктант. Сравни по образцу. Переставь буквы, составь слово».

    Направленность методик выбиралась в соответствии с задачами психолого-педагогического сопровождения учащихся. По всем видам обследований проводились консультации с педагогами.

    Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого ученика мною была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) группы, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из образовательного учреждения.

    По результатам обследования был сформирован индивидуальный дневник, отражающий траекторию индивидуального маршрута психологического развития учащихся с ОВЗ. Кроме того, на основании полученных данных, составлены заключения, отражающие совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния учащегося, которые оказывают существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде.

    Мною было проведено исследование психологической адаптации к школе и уровня школьной тревожности, цель которого выявить отношение учащихся к образовательному процессу.

    В таблице 1 показан результат по методике «Отношение к школе и учению» Т.А. Нежновой.

    Таблица 1

    Анализ удовлетворенности учащихся образованием

    Утверждение

    Да

    Нет

    Затрудняюсь ответить

    1

    Хочешь ли ты учиться в школе?

    12

    -

    1

    3

    Тебе нравится учиться в школе?

    12

    -

    1

    4

    Ты часто рассказываешь о школе?

    Часто

    Редко

    Не рассказываю

    9

    4

    -

    5

    Если бы тебе не надо было учиться, чем бы ты занимался дома?

    Писал, читал

    Рисовал, конструирование

    Играл, гулял, помощь по хозяйству

    7

    -

    6

    Таким образом, данным исследованием мы выявили уровень удовлетворенности учащихся с ОВЗ получаемым образованием. В исследовании приняли участие 13 учащихся из 18, что составляет 72,2%. Из результатов опроса видно, что ребятам нравится учиться в школе, они с удовольствием посещают школу, а учителя радуются успехам своих учеников. Но в ходе опроса есть и ответы, из которых видно, что есть ученики, которые не проявляют интереса к обучению, они хотели бы играть, гулять на улице, помогать по хозяйству.

    Следующее исследование было проведено по методике «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой.Данный тест является показателем готовности учащихся к школе, где каждая личность имеет свой результат и школьную готовность. Участие приняли 16 учащихся из 18, что составляет 88,8%. 6 учащихся положительно относятся к школе: выполняют требования учителя, проявляют интерес к предметам, прилежны, им нравится учиться в школе, с удовольствием посещают школу. 10 учащихся выбрали такие ответы, как: школа привлекает больше внеучебной деятельностью, нет самостоятельности в подготовке домашнего задания, без помощи и поддержки учителя учащимся сложно справляться с учебой, поэтому требуется постоянный контроль и помощь как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей).

    Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это «необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков». И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни.

    Хотелось, в конце остановиться на результатах своей работы. Психологическое развитие ребёнка. Однако, результаты психологической диагностики показали, что по-прежнему страдает произвольность всех психических процессов ребят, они мало осознаются и плохо поддаются внутреннему контролю. Кроме этого, положительной динамики практически не было выявлено в речевом развитии учащихся – у учащихся по-прежнему страдает словарный запас, умение правильно, связно выражать собственные мысли и т.д.

    Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

    Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития. Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

    Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к учащимся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

    Прогнозируемый результат. Учащиеся должны научиться: контролировать собственное поведение, обусловлено принять представления нравственности и этики в обществе, быть трудолюбивыми, добрыми и толерантными, уважать культурные традиции, гордиться своей Родиной во имя предков и будущего.

    Подводя итоги необходимо отметить, что широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

    Используйте «золотое» правило Яна Амос Коменского: «Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром».

    Список использованных источников:

    1. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2013. – 244 с.
    2. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 2010. – 267 с.
    3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: Изд-во «Аркти», 2012. – 378 с.
    4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008. – 389 с.


    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/VG2017/individualizirovannaja_karta_uchashhegosja_s_ovz.docx
    Категория: Методическая статья | Добавил: uprobr (15.10.2017)
    Просмотров: 1340 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Nina2511  
    Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения - это крайне важно. Это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в системе образования: интеллектуального, интеллектуального, эмоционального, волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Интересное исследование. Полный перечень методик. Ваша работа поможет педагогам, работающим с данной категорией детей, определить динамику общего развития, формирования знаний, социальных компетенций.

    1 Стася  
    Педагог работающий с "детьми ограниченными возможностями здоровья" должен обладать на мой взгляд, такими качествами, как тактичность, дружелюбие, отзывчивость,толерантность, открытость. Всеми этими качествами и обладает Елена Федоровна. Находя индивидуальный подход к каждому ученику, при этом не забывая и про психологический климат в семье.
    Можно поучиться вашим опытом работы. Вы молодец!!!Так держать!!!Желаю успехов!!!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]