Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 24.04.2024, 03:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [31]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » "Мой мультимедийный урок"

    Морозова М. В. "Типы экологических взаимодействий"

    I. Организация.

    II. Новый материал.

    Вспомните! Что изучает экология? (Экология – наука о взаимосвязях в природе.)

    В природных условиях  каждый живой организм живет не изолированно. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды.

    Вся живая природа  пронизана этими связями. Весь мир животных, грибов, бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения  не могут существовать без микроорганизмов, которые производят минер. Вещества, без животных, птиц переносящих семена, без насекомых – опылителей. Это – непосредственные взаимодействия, т.е. прямой контакт между особями. Существует еще косвенные или опосредованные взаимодействия, т.е. осуществляемые через промежуточные звенья. Например: разные организмы используют один и тот же ресурс; один вид  может быть передающим звеном в цепи развития паразита.

    ( В ходе рассказа уч-ся в тетрадях выполняют схему)

    Экологическое взаимодействия имеют очень сложный характер, зависят от многих факторов, по-разному протекают в различных условиях. Это делает их трудно предсказуемыми. Сегодня мы познакомимся с разнообразными взаимоотношениями между организмами различных популяций.

    Итак, типы экологических взаимодействий. Во время объяснения мы заполним таблицу:

                                               «Типы экологических взаимодействий»

     

    Тип взаимодействий

    Условные обозначения

    Сущность взаимодействий

    Примеры

    взаимодействий

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                    

    Введем обозначения:

    Представим, что две популяции любых организмов, живущих на одной территории, вступают в различные отношения между собой. Положения популяции при разных формах взаимоотношений обозначаются условными знаками:

     «-» (минус) означает неблагоприятное влияние, т.е. вид испытывает угнетение или вред.

    «+» - благоприятное влияние, т.е. вид извлекает пользу.

    «0» (ноль)- отношения безразличны, т.е. влияние отсутствует.

     

            Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимодействий.

     

    1. Если две популяции не влияют  др. на друга, то имеет место нейтрализм.

     

               1) Как обозначить этот тип взаимоотношений? (О О)

               2) Попробуйте привести примеры таких взаимоотношений?

     

    Трудно привести такие примеры, т.к. в природе истинный нейтрализм очень редок, потому что все виды косвенно или напрямую связаны между собой. Можно, например, представить популяции синиц и мышей, живущих в одном лесу. Это - нейтральные виды.

    2.Следующий тип взаимодействий: (-  О)

     

                      1.Что означают эти условные знаки?

     

    (Верно: для одного вида влияние другого отрицательно, он испытывает угнетение, в то время как угнетающей не получает ни вреда, ни пользы).

     

                      2)Попробуйте привести примеры аменсализма.

     

    (Светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного  затенения, тогда как самому дереву это безразлично.)

     

            Аменсализм между  растениями и животными ярко иллюстрируется явлением так называемого цветения воды: До 40% вносимых на поля удобрений смывается в озера, пруды, реки, водохранили­ща, где служат причиной массового размножения одноклеточных водорослей. Потребители водорослей не успевают их уничтожать, в результате чего большая масса отмерших клеток разлагается бак­териями. Вода мутнеет, приобретает неприятный запах. В ней рез­ко снижается содержание кислорода, иногда появляются токсиче­ские вещества. Происходят массовая гибель и отравление рыб, моллюсков и других водных обитателей.

     

    3. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы: комменсализм.

    1)Обозначьте этот тип  взаимоотношений. (+ О)

    2) Приведите примеры из природы.

    (перенос семян животными - лопух, череда.)

     

    Связи комменсалов условно могут быть разделены на несколько  вариантов:

                 а) «Нахлебничество»- потребление остатков пищи хозяина      (львы-гиены, акулы-рыбы-прилипалы.

               б) «Сотрапезничество»- потребление разных веществ  или частей их одного и того  же ресурса ( взаимоотношение между бактериями, перерабатывающих растений, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом  минеральные соли.)

               в) «Квартиранство»- использование одними видами других в качестве убежища или жилища.

    (лианы и эпифиты лишайники, мхи) - поселяются на стволах и ветвях деревьев, в гнездах птиц живут пауки).

     

    4. В природе часто встречаются взаимовыгодные  отношения видов, при которых организмы получают обоюдную пользу от этих отношений. Это -симбиотические связи и обозначаются они: (+ +).

    Симбиотические отношения тоже разделяются на варианты:

                а) самый простой тип симбиотических связей - протокооперация. При этой форме совместное существование  выгодно для обоих видов. Например: распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных  луговых растений. При этом необязательно совместное существование определённых видов.

               б) Мутуализм – обязательное присутствие каждого из двух видов. Это: определённый вид насекомых опыляют только определённые растения; кедровка питается только семенами кедра; птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом опасности; птичка «Тари» «чистит» зубы  крокодилу (мультфильм).

               в) Симбиоз - неразделимые взаимополезные связи двух  видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов. Классическим примером симбиоза служит: сожительство деревьев и грибов (подберезовик - береза  и т. п.).

     

    5. Если в экологической системе два вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними  возникают соперничество, сталкивание - конкуренция. Когда виды используют одни и те же ресурсы среды, то между ними неизбежно возникают соперничество за овладение этими ресурсами. При этом каждая популяция испытывает угнетение со стороны другой, что отрицательно сказывается на их росте и выживании, и может даже привести к вытеснению и исчезновению одной из них, менее приспособленной. (--).

            Конкуренция широко распространена в природе: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества и, следовательно,  за расширение территории  своего  обитания. Животные борются за пищевые ресурсы, за территорию, за жилища.

            Знаменитый Ч. Дарвин так характеризовал конкурентные отношения: «Можно сказать, что растения и животные ведут открытую борьбу одни с другими. Животные оспаривают друг друга; растения оспаривают друг у друга пищу или взаимно пожирают друг друга; растения оспаривают друг друга место под солнцем.»

            Т. е. происходит «борьба за существование».

     

    6. Следующий тип взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают представителей другого, т. е. организмы одной популяции служат пищей  для организмов другого.

              1)Как называются такие отношения? (хищничество).

              2)Обозначьте эти  взаимоотношения. (+ -).

    Хищник обычно сам ловит и съедает свою жертву - это хищники-охотники. Существуют еще хищники-собиратели – насекомоядные птицы ( ищут и собирают добычу); насекомоядные растения.

             Образным выражением взглядов ученых на отношения типа «хищник – жертва» является стихотворение  Эразма Дарвина (дед великого Дарвина Ч). (из поэмы «Храм природы»):

     

    «Свирепый волк с кормящею волчат

    Волчищею – гроза невинных стад;

    Орел, стремясь из – под небес стрелою,

    Грозит голубки слабой смертью злою;

    Голубка ж, как овца, опять должна,

    Кормясь губить ростки и семена;

    Охотнице – сове, средь ночи темной,

    Не жаль певца любви и неги томной,

    А соловей съедает светляка,

    Не посмотрев на прелесть огонька;

    Светляк же, ночи светом оживленный,

    Вползая вверх, цветок съедает сонный.

     

    В воде, на суше, в воздухе – могила,

    Всеобщая; кровь все собой покрыла!

    Вкруг стрелы смерти   Голод, разметал,

    И мир одной огромной бойней стал.

                                                      ( конец 18 века)

     

          7. При других взаимоотношениях, когда один и вид живет за счет питательных веществ организмов другого вида – паразитизм (+ -), угнетения вида хозяина происходит медленно, хозяин не погибает сразу, а испытывает угнетение в течение длительного времени, потом погибает.

     

                 1) Приведите примеры паразитизма.

                 (комары, пиявки, сосущие кровь у млекопитающих, вши и блохи, тля     

                  на растениях)

     

             Таковы основные типы биотических взаимоотношений в живой природе. Подробнее о них мы поговорим на следующих уроках.

    Необходимо помнить, что типы взаимодействий могут  изменяться  в различных условиях. Кроме того, виды находятся в разных  отношениях с окружающими видами.

            Таким образом, межпопуляционные связи в природе бесконечно многообразны, а изучение и познание их – важнейшая задача для экологов.

     

    III. Закрепление.

     

     I. Устные задания:

    1. Всегда ли присутствие сорняков на полях оказывается вредным для культурных растений?

    2. Встреча хищника и жертвы часто оказывается для жертвы роковой. Однако известно много случаев, когда уничтожение видов хищников приводит в конце концов к резкому снижению численности видов жертв. Как вы думаете, почему?

    3. Каковы могут быть биоло­гические последствия широкого применения гербицидов — химических средств борьбы с сорняками? Должны ли мы отказаться от гербицидов или, наобо­рот, усилить их применение?

    4. Стоит ли стремиться полностью уничтожить всех паразитов человека?

     5. В начале нашего века широко пропагандировали пе­реселение чужеземных растений и животных для обогащения отечественной фауны и флоры. Было сделано много практических попыток такого переселе­ния. Постепенно это увлечение прошло. Как вы думаете, почему? Должны ли мы полностью отказаться или, наоборот, усилить практику такого переселения видов?

     

    II. Подберите правильные пары:

     

    Тип взаимодействий

    Примеры растений и животных

    1. Хищничество.

    А. Густой подрост ельника.

    2. Симбиоз.

    Б. Волк и олень. Сова и мышь.

    3. Аменсализм.

    В. Травы под елью.

    4. Конкуренция.

    Г. Лишайники.

    5. Паразитизм.

    Д. Аскарида и человек.

    6. Протокооперация.

    Е. Росянка и муха.

    7. Мутуализм.

    Ж. Прусак и чёрный таракан.

    8. Комменсализм.

    З. Акула и рыба-прилипала.

    9. Нейтрализм.

    И. Пчёлы и луговые цветы.

    К. Синица и лягушка.

    Л. Египетская цапля и буйвол.

     

    Ответы: 1-Б, Е; 2-Г; 3-В; 4-А, Ж; 5-Д; 6-И; 7-Л; 8-З; 9-К.

     

    IV. Итоги урока. На дом:  §3.1. (Криксунов Е.А. Экология. 10(11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.);

    §8 (Чернова Н.М. Основы экологии: для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.)

     

    Используемые   электронные  образовательные ресурсы:

     

    1. http://www.floranimal.ru

    2. http://animal.geoman.ru

     

    Материалы урока размещены на сайте МОУ СОШ п.Октябрьский: www.osch.ucoz.ru.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/01/ehkologija_9_klass.zip
    Категория: "Мой мультимедийный урок" | Добавил: rrr0901 (24.04.2012)
    Просмотров: 5912 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]