І. Самоопределение к
деятельности.
-Начинаем
урок. Скажите, пожалуйста, каким бы вам хотелось увидеть наш урок? (интересным,
познавательным). Надеюсь, вы постараетесь открыть новые секреты математики,
оказывая взаимопомощь друг другу. А что для этого необходимо? (Надо быть внимательным, трудолюбивым, добросовестно выполнять все задания
учителя, и тогда наш труд и старательность обязательно будут вознаграждены).
II. Введение в тему урока
Ну, что ж , КОЛЛЕГИ, в добрый путь! Я жду
от вас красивых мыслей! Урок наш будет
необычным. Прочтите
в своих рабочих листах план нашего урока.
Слайд 2
1. Обсуждаем
правила поведения настоящего мужчины.
2. Вспоминаем
сказки .
3. Помогаем
взрослым.
4. Делаем
выбор.
5. Собираем
пазлы.
6. Шьём
подарок маме.
7. Строим
забор.
Не показался ли вам
наш план немного необычным? Почему? Да, в нашем плане нет ни слова о математике.
Цель нашего урока- попытаться доказать, что без математики обойтись в
повседневной жизни невозможно.
Математику считают
царицей наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика,
химия, география, астрономия. И в
повседневной жизни приходится решать задачи.
1.Комбинаторная задача (Слайд
3)
Работа в группе.
Однажды
я наблюдала, как вы заходили в класс. К двери подошли 3 ребят: Андрей, Яна и Миша. Подумайте, в каком порядке они могли
войти в класс?
( АЯМ, АМЯ, ЯАМ, ЯМА, МЯА, МАЯ)
В каком порядке было бы правильно зайти в класс? (ЯАМ,ЯМА).
Почему?
( девочки всегда у нас входят первыми)
Слайд 4
Мы с вами поговорили о правилах поведения настоящих мужчин и
вместе с тем повторили законы комбинаторики- одного из разделов математики.
Слайд 5
2.Замените
словесную запись числовой. Парная работа.
Число
разбойников Али – Бабы – Число богатырей, братьев царевны – Лебедь = число
богатырей в «Сказке о мертвой царевне…»
40 – 33 = 7
Слайд 6
Мы с
вами выполнили ещё одно математическое задание- замена словесной записи числовой
-Можно
ли текст этого задания названия назвать ЗАДАЧЕЙ? Почему?
Назовите составные части задачи.
Слайд 7
Что надо сделать, чтобы решить задачу?
(записать условие,
начертить макет, схему задачи, выполнить рисунок, модель, выполнить вычисление)
-Как вы думаете, какова учебная тема нашего урока? (решение задач)
III. Актуализация
знаний. Гимнастика для ума. Работа в группе. (задачи
раздаются каждой группе а конверте, распечатанные на разноцветных листах,
количество задач должно соответствовать количеству участников групповой работы.
Проверка осуществляется по цвету задачи. Правильность ответа отмечает учитель
на доске магнитными фишками, соответствующими цветом правильно решённым задачам.)
Слайд 8
1.Катя помыла
18 тарелок, а брат в 2 раза меньше. Сколько тарелок помыл брат?
2.Ребята
начальных классов отремонтировали 50
книг, а старшеклассники в 5 раз больше. Сколько книг отремонтировали
старшеклассники?
3.Ученики
1 класса собрали 70 кг макулатуры. Это на 80 кг меньше, чем ученики 3
класса. Сколько кг макулатуры собрали ученики 3 класса?
-Как вы думаете, что общего в этих задачах? ( все они
связаны с темой труда, помощью взрослым, взаимопомощью)
Слайд 9.
Мы с вами поговорили о помощи взрослым- и решили задачи разного вида.
ІV. Самостоятельная работа.
Разноуровневые задания.
-Прочтите
в плане, какое задание будем выполнять
дальше? Выберите уровень. Решите не менее 3 примеров выбранного уровня. За
каждый решённый вами пример группе добавляется 1 балл.
1 уровень
560:10 95-15 6*9
7*100 16+80 900:100
(64+36)*8 (129-109)*6
2 уровень
411- 6 512- 8
150+50 33*3 1000:100 81:27
(275-175) :10 *30
(25*4) * 10:100
Слайд
10
-Выполните самопроверку по ключу
Слайд 11
Помогая своей группе, сделав выбор, мы выполнили Разноуровневые задания
V Физминутка- слайд 12
VI. Работа
с геометрическим материалом
1.Нахождение
площади. Работа в группе.
- Один
из разделов математики - геометрия. В ней рассматриваются различные
геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
Слайд 13
Сколько
геометрических фигур вы видите на слайде?
- На
столах каждой группы лежат конверты, в которых находятся разрезанные геометрические фигуры. Ваша задача - собрать
ее из частей, назвать эту фигуру, вычислить ее площадь и записать в рабочих
листах. Работаете в группах. Вспомните
правила работы в группе.
Слайд 14
•
1.Сложи фигуру.
•
2. Измерь длины сторон.
•
3.Начерти на листе.
•
4.Найди площадь.
•
5. Запиши
(1
квадрат со стороной 8 см,
2 квадрат-10 см,1 прямоугольник со сторонами 11см и 4 см,2 прямоугольник -10 см
и 6 см)
Слайд 15
- Обсуждение
окончено. Вы собрали пазлы и вычислили площадь своих фигур. Кто из группы будет
рассказывать о проделанной работе? Как называется геометрическая фигура? Чему
равна площадь?
-Геометрия интересна ещё тем, что здесь можно не только
строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.
2.Нахождение периметра. Индивидуальная работа
-Прочитайте
следующее задание на планах.
Слайд 16
-Представьте, что вы решили
сделать подарок маме и вам предстоит обшить кружевом салфетку прямоугольной
формы. Сколько кружев вам потребуется?
Отметь, что тебе нужно знать для определения
количества кружев.
Салфетка прямоугольной формы.
Длина салфетки 30 см.
Салфетка оранжевая.
Салфетка для
мамы.
Ширина салфетки 20см.
Как найти периметр прямоугольника.
-Проверьте
работу . каким способом ваша группа нашла периметр прямоугольника? Есть ли
способ, которым вы не воспользовались? Объясните рациональность его применения.
Слайд 16.
I
20+20+30+30=100(см)
II
20х2+30х2=100(см)
III (20+30)х2=100(см)
Слайд 17.
Когда мы обдумывали, как лучше сшить подарок для
мамы, мы ,вместе с тем, вспомнили способы нахождения периметра.
VII. Решение задачи на выбор оптимального
ответа. Индивидуальная работа.
-Логика.
Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания
последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли.
Слайд
18.
-Представьте: вы с папой решили
построить на даче новый забор. Отметьте
из предложенных решений то, с помощью
которого можно найти, сколько досок
понадобится вам для забора, если длина каждой доски 6 метров,
длина дачного участка 25
метров, а ширина 20 метров.
А 1) Р= (25+20)×2=90(см)
2) 90 : 6=15(д.)
Б 1)Р= ( 25+ 6)× 2=62(см)
2) 60 : 20 = 3(д.)
В 1)Р=( 20+6): 2=13(см)
2) 13+ 25= 38(д)
Выполним
проверку по ключу.
VIII.
Рефлексия.
Слайд
19
-Почему необходимо уметь решать задачи разных видов? (В
повседневной жизни все люди сталкиваются с различными вычислениями: рассчитать
время, найти расстояние, посчитать деньги, найти количество чего-либо. Чтобы у нас
никогда не было проблем с любыми вычислениями, необходимо научиться решать задачи разных видов и применять эти
умения на практике в разных жизненных ситуациях).
Сегодня на уроке мы пытались не говорить о математике, но
пришли к выводу- математика повсюду в нашей жизни.
-Что было интересного на уроке?
-За что вы похвалили бы своих товарищей?
IХ. Самооценка.
Слайд
20.Кто
хочет оценить свою работу на уроке? Оцените самостоятельно свою деятельность по
Лучу знаний. До какой цифры вы дошли? Почему не дошли до 10? Над чем предстоит
ещё поработать? Оцените свою работу на уроке. А я выставлю вам отметки после
того, как проверю ваши рабочие листы.
Х. Дифференцированное домашнее задание
И напоследок вновь обратимся к плану. Домашнее задание
включает 3 задания на ваше усмотрение. Выполните одно из них. С вопросами
можете обратиться к своим консультантам.
( 1- №368- вспомнить единицы измерения времени
2- тетрадь с. 60 №193- запись цифрами числа
3- составить задачу о труде и взаимопомощи) Материалы к уроку |