Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 28.03.2024, 14:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

гуманитарные предметы [3]
точные науки [2]
начальные классы [1]
предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления [2]
предметы естественного цикла [1]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 36
    Гостей: 36
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » "Мой мультимедийный урок-2013" » точные науки

    Закрой Наталья Евгеньевна. Голосеменные растения
    Тема урока: Голосеменные растения
    Тип урока: урок открытия новых знаний;
    Вид урока: урок- лаборатория.
    Место урока: Раздел "Царство Растения",  тема "Голосеменные растения"
    Цель урока - достичь   планируемых  результатов: 
    1.Предметный результат –  знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.
           2.Личностный результат – воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуру общения, коммуникативных  качеств.
          3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
    Задачи  формированияУУД:
    Познавательные УУД:
    - умение  формулировать  тему и  проблему урока;
    - умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;       
    -  достраивание, восполнение недостающих компонентов; 
    Коммуникативные УУД:
    - умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; -  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; 
    - осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;
    - оформлять свои мысли в устной форме;
    Личностные УУД:
    - развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;
    - Регулятивные УУД:
    - умение  определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);
    - умение проговаривать последовательность  действий на уроке;
    - умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;
    - умение оценивать свои  учебные действия;
    Методы обучения:
    словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.
    Используемые образовательные технологии  
    Элементы:
    1. личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской
    2. современных образовательных технологий с применением ИКТ.
    3. группового самостоятельного обучения.
    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
    Оборудование: натуральные ветки и шишки сосны, ели; гербарии хвои и шишки лиственницы; лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения групповой и  лабораторной работ, коллекция  шишек голосеменных растений; учебная программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку; «Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012 – 141 [3] с
    Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

    Структура урока
    1. Орг. Момент (приветствие детей) – 1 мин.
    2. Актуализация знаний учащихся (беседа с учащимися и построение схемы-аппликации) - 2 мин.

    1. Какие группы включает царство растений? 
    2. Чем различаются низшие и высшие растения?
    3. Какие отделы низших растений вам известны?
    4. Назовите  отделы  высших растений, с которыми  вы уже познакомились.

    3. Мотивация, целеполагание. - 3 мин.
     Учитель:  Мы живём в удивительной стране - России. Она удивительна своей историей, своей безграничностью, своими богатствами. Одно из богатств России - леса. Ребята, перед вами картина  выдающегося русского пейзажиста И.И. Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы (слайд №1)
    - Ребята,  какие деревья изобразил И.И. на своей картине? (сосны)  Правильно. Картина И.И. Шишкина так и называется «Сосновый бор». А вот еще одна картина этого автора (слайд №2)

    - А какие деревья на ней изображены? (ели) Молодцы! Картина называется  «Еловый лес»
    - Ребята, как вы думаете, о чем же пойдет сегодня  речь на уроке, что вам предстоит  узнать? (строение, распространение,  значение сосны и ели) Молодцы, ребята!
            -  Целью нашего урока является изучение голосеменных растений (слайд №3)





           4. Усвоение новых знаний
              300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали  вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения (слайд №4)
    Постановка проблемного вопроса: «Что же позволило выжить этим растениям в условиях изменившегося климата?»
    Чтобы ответить на этот вопрос, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны, ели и лиственницы. 
    Работать будете в 3-х группах  по инструктивным карточкам (Объяснение целей работы, последовательности её выполнения)

    Работа в группах по  инструктивным карточкам. (Приложение №1) - 4 мин. 

    Отчет о работе в группах (3 мин)
    Комментарий учителя:  Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам.
    Учитель: Продолжим изучение строения голосеменных растений, выполняя лабораторную работу (6 мин)  на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» (слайд №5)
     Объяснение целей работы, последовательности её выполнения. (Приложение №2)  
    Обсуждение результатов работы по изучению строения  хвои сосны, ели и лиственницы. – 2 мин.
    Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, хвоя сосны и ели имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях. Хвоя лиственницы мягкая. С тонкой кожицей, поэтому она опадает ежегодно.
    Учитель: прежде чем продолжить лабораторную работу, предлагаю посмотреть видеоролик «Многообразие шишек голосеменных». (ЭОР) - 1мин.
    Обсуждение результатов работы по изучению строения шишек сосны и ели.-2 мин (слайд №6, 7)
    Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, мы рассматриваем зрелые шишки сосны и ели, на поверхности чешуек которых семена лежат  открыто, поэтому  эти растения получили название голосеменные. 


    Ребята,  вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Встаньте между рядами. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна» (Физкультминутка 1 мин)

    Во дворе стоит сосна,
    К небу тянется она (подняли  руки вверх)
    Тополь вырос рядом с ней,
    Быть он хочет подлинней (встали на мысочки, потянулись ещё выше) 
    Ветер сильный налетел, 
    Все деревья раскачал (повороты туловища в стороны. )
    Ветки гнутся взад- вперед. 
    Ветер их качает, гнет (наклоны туловища в стороны)
    Будем вместе приседать –
    Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
    Мы размялись от души, 
    И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).
    Учитель: Голосеменные растения это не только известные вам ель, сосна, лиственница (слайд №8) Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко лианами; травянистых растений среди них нет.
     Отдел Голосеменных  насчитывает 700 видов растений, объединенных в 4 класса:
    Саговниковые
    Гинкговые 
    Гнетовые 
    Хвойные
    Хвойные – единственная процветающая ныне группа голосеменных растений
    (слайды № 9-13) – 2 мин.
    Учитель: Ребята, просмотрев видеоролики и изучив раздел «Значение голосеменных» в параграфе №22 учебника,  дополните схемы «Значение голосеменных растений в природе» и «Значение голосеменных растений в хозяйственной деятельности человека» (Приложение №3) (сверяют заполненные схемы с готовой схемой на слайдах № 14, 15) – 3 мин.
    5. Первичная проверка понимания - 3 мин.
    Учитель: Ребята, так какие же особенности строения голосеменных растений позволили им выжить  при изменении климата на Земле? Для этого продолжите следующие предложения: (слайд №16)
    1. Органы - лист, стебель, корень.
    2. Лист – хвоинка.
    3. Видоизмененный побег -  шишка.
    4. Размножение с помощью – семян.

    6. Первичное закрепление знаний учащихся. – 7 мин.

     Отгадайте загадки:

    1. По округе славится
    Зеленая красавица:
    Сарафан как колокол,
    По Земле да волоком
    Шапочка с опушечкой, 
    С острою макушечкой. (Ель.) (слайд №17)
    2. У меня длинней иголки
    Чем у елки.
    Очень прямо я расту
    В высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви - только на макушке. (Сосна) (слайд №18)
    3. Хотя листы у нас – «иголки»,
    мы их не держим слишком долго. 
    Настанет осень – сбросим их, 
    и будем ждать весной других.  (Лиственница) (слайд №19)

    Заморочки из бочки(слайд №20)

     Решите биологические задачи:
    Задача для группы № 1. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

    Задача для группы № 2. 
    Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу.  Прав ли он?

    Задача для группы № 3.
    Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего:  «Это хвойный лес?»
    «Хвойный» - ответил лесничий.
    Ревизор: «А где хвоя?»
    Лесничий: «Опала»
    Ревизор: «По чьей вине?»
    Лесничий: «Природы»
    Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»

    Придется ли леснику отвечать за гибель леса?



    Какие утверждения верны? (слайд №21)

    Учащиеся, поднимают сигнальные карточки:

    Зеленый цвет – "утверждение верно”

    Красный цвет – "не согласен с утверждением”


    1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка. 

    2. Голосеменные растения – исключительно деревья. 


    3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя. 


    4. Еловые леса и сосновые боры – светлые. 


    5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа. 


    6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год. 


    7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов. 


    8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.


    9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.


    10.Образование семян – важный этап в эволюции растений. 
    7. Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде №22: - 3 мин
    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…
    9. я научился…
    10. у меня получилось …
    11. я смог…
    12. я попробую…
    13. меня удивило…
    14. урок дал мне для жизни…
    15. мне захотелось…
    Самооценка учащихся. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ребятам предлагается поднять  соответствующую карточку: 
    «?» - ответил по просьбе учителя;
    «! » - ответил по своей инициативе;
    «0» - не отвечал.
    Оценка учителя.
    8. Домашнее задание (слайд №23): параграф учебника № 22; творческое задание по выбору: составить кроссворд, подобрать стихи, загадки о голосеменных растениях, ответить на вопрос «Какое дерево является национальной гордостью России?» - 2 мин.



    Источник: http://yadi.sk/d/v_HIRkYl57G3R
    Категория: точные науки | Добавил: rrr0901 (24.05.2013)
    Просмотров: 2174 | Рейтинг: 4.4/7
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]