1 этап. Орг. Момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке геометрии вы работает на
рабочих листах, которые лежат на вашей парте.
2 этап.
Актуализация знаний
Давайте настроимся на плодотворную работу, проведем небольшую
разминку. Задание: Найди лишнее и объясни почему. (Слайды 1-3).
3 этап. Постановка
учебной проблемы
- (Слайд3) Найдите сумму углов прямоугольника,
квадрата, треугольника.
Учащиеся сталкиваются с проблемой, не могут найти
сумму углов треугольника.
- Ребята, сумму углов какой фигуры вы не можете
найти? Сформулируйте тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Сумма
углов треугольника». А какая тогда цель
урока?
4 этап.
Подготовка к работе с новой темой
- Ребята тема урока связана с темой углы и
треугольник. Давайте решим несколько задач, повторим наши знания. (Слайды 5-9).
5 этап. Работа
над новой темой
- Молодцы, я вижу, что мы можем перейти к
открытию новых знаний. И я хочу процитировать слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием своей
мысли, а не памятью». (Слайд 10).
- Ребята, каждому я приготовила треугольник.
Сравните треугольники, равные ли они? А
можете ли вы найти сумму углов вашего треугольника? Каким способом? Ну что же,
измерьте углы вашего треугольника и найдите их сумму, результаты запишите в
рабочих листах. Давайте запишем несколько результатов на доске. Какой вывод можно сделать?
- Итак, у
нас появилась гипотеза, что сумма углов треугольника равна 1800. К этой гипотезе мы пришли практическим
способом решения нашей проблемы. Давайте подтвердим нашу гипотезу опытным
путем. Для этого оторвите углы вашего треугольника и на парте соберите сумму
моделей углов треугольника. Что у вас получилось? Верно, три угла в сумме
образовали развернутый угол, значит сумма углов
треугольника равна… . Давайте
запишем наше новое утверждение: Сумма углов треугольника равна 1800.
- Ребята, давайте теперь докажем нашу новую
теорему о сумме углов треугольника.
- Итак, надо доказать, что 180 0.
- Проведите через вершину В прямую а,
параллельную стороне АС. Чему равна
сумма углов 4, 3, 5? Запишем: 1800.
- Что вы можете сказать об углах 1 и 4? Об углах
2 и 5? Подставьте в равенство1800 вместо угол А,
вместо угол С,
вместо угол В.
Что получили? Теорема доказана? Молодцы.
- Ребята, сколько тупых углов может быть в
треугольнике и почему? Значит, треугольник
называется тупоугольным, если один из его углов его тупой.
- Сколько острых углов может быть в треугольнике
и почему?
- Сколько прямых углов может быть и почему?
Давайте запишем виды треугольников по величине углов.
6 этап. Физминутка.
(проводит ученица класса).
7 этап. Первичное осмысление и закрепление знаний.
-Итак, что нового вы узнали на уроке? Давайте
применим наши знания, решим несколько задач и запишем решение. (Слайды12-13).
8 этап. Закрепление
- А сейчас я объявляю работу в группах. Группа
это ряд. Задание каждой группе –
соберите слово. Для этого каждый ученик решает свою задачу, по ответу к задаче
определяет свою букву, ее позицию в слове. Вы имеете право помочь своему соседу
по парте.
- Итак, это слово «Пирамида». (Слайды 14-15) .
Молодцы. При слове «Пирамида» мне на ум приходят эти величественные египетские
великаны-хранители покоя фараона. Древние строители не зря применяли эту
геометрическую фигуру. Для них, жителей
непредсказуемой пустыни, пирамида была символом постоянства. Углы пирамиды
направлены строго по сторонам света, а вершина пирамиды стремилась в небо,
символизируя единство неба и земли. Древнегреческий ученый Фалес Милетский еще
в 6 веке до нашей эры сумел вычислить высоту египетской пирамиды. Для этого он
воспользовался тенью. Как гласит предание, Фалес выбрал тот день и час, когда длина его тени была равна его собственному
росту, а значит, в этот момент и высота пирамиды должна быть равна
длине отражаемой ею тени. Только вооруженный знаниями, Фалес смог решить
эту задачу в 6 веке до нашей эры. Для
этого он использовал некоторые свойства треугольника, а именно что
- углы при основании в равнобедренном
треугольнике равны;
-сумма углов треугольника равна 1800.
9 этап. Рефлексия.
- Вы справились с заданием в группе, и я прихожу
к выводу, что вы освоили новую тему. Давайте проверим, так ли это. Для этого решите тест.
- Проведем проверку, а точнее взаимопроверку
(Слайд 16). Ребята, поднимите руки, у кого все верно? Молодцы.
10 этап.
Подведение итогов.
-Давайте еще раз повторим, что нового вы узнали
на уроке? Научились ли вы применять новые знания при решении задач? Как вы оценили свою работу на уроке?
- Домашнее
задание. 1. Составить пять задач по теме «Сумма углов треугольника» и решить
их. 2. Приготовить сообщение о геометрической фигуре «Пирамиде». Спасибо за
урок, до свидания. (Слайд 17.).