Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.
Каждый ребенок – уникален в своем мышлении. Каждый ребенок – по- своему одарен. Моя миссия, как учителя, состоит в том, чтобы помогать каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание и восходя с ними на новый уровень развития.
Необходимо создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации его как личности. Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является младший школьный возраст. К 7 классу у ребёнка уже складывается своя картина мира, падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как ребёнок не успевает насладиться прелестями науки, почувствовать потребность в экспериментальных изысканиях. От учителя требуется немало усилий, чтобы пробудить живой интерес к явлениям окружающего мира. Решение проблемы - введение ранней профилизации.
Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Личностная компетентность подростка не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них только созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках идею самопознания, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
Наиболее эффективной программой, создающей условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков является программа создания волонтёрского отряда.
С февраля 2013 года в нашей школе, мною, учителем физики, совместно с учащимися физико-математических классов, осуществляется социально-обучающий проект «Физика это мир» по волонтерскому сопровождению пропедевтического курса физики для учащихся начальной школы и среднего звена.
Реализация данного проекта позволяет решить следующие проблемы:
Проблемы:
Отсутствие (частичное) интереса к предмету «физика».
Разрозненность учащихся среднего, старшего, младшего звена школы.
Пренебрежительное отношение старшеклассников к учащимся младших классов.
Отсутствие раннего (пропедевтического) обучения предмету.
Данная форма работы воздействует сразу в нескольких направлениях: во-первых, она создаёт условия для самореализации подростка, применения своих знания в решении поставленной проблемы. Во-вторых, подросток не только приобретает сумму определённых знаний и обучается соответствующим навыкам поведения, но и у него самого формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде сверстников. В-третьих, передача информации осуществляется внутри подростковой субкультуры, чем снимается момент возрастного сопротивления мнению взрослых.
Содержание проекта:
Цели проекта:
- Повышение интереса к предмету всех учеников (начиная с начальной школы).
- Повышение активности старшеклассников и учеников средних классов
- Профессиональная ориентация учащихся среднего и старшего звена на технические профессии.
Задачи проекта:
1.Собрать активный совет старшеклассников-волонтеров из учащихся физико-математических групп, которые примут участие в реализации проекта.
2.Создать творческое объединение учеников различных классов для решения поставленных проблем.
3.Повысить интерес к предмету у учащихся школы.
Методы реализации проекта
1. Собрать копилку занимательных опытов.
2. Проводить показ занимательных опытов на классных часах в начальной школе.
3. Собрать подборку интересной познавательной информации , обо всем, что связано с предметом «физика».
4.Проводить презентацию подобранной информации на классных часах в среднем звене.
5.Использовать тьютерство, как индивидуальное наставничество и сопровождение (волонтер - ученик) для привлечения учащихся к научно-исследовательской работе. ,
На базе учащихся физико-математических классов нашей школы была организована группа, участниками которой проводилась агитационная и разъяснительная работа по тематике проекта. Результатом этой работы явилось создание волонтерского отряда учащихся среднего звена и профильных классов.
На данный момент полным ходом идет процесс формирования копилки занимательных опытов, познавательной информации связанной с предметом, разработка методики показа занимательных опытов.
Уже сейчас можно говорить о повышении активности успешных учеников. После уроков они спешат не домой, а в библиотеку, в физический кабинет. Проводятся классные часы на которых волонтеры не только показывают ученикам начальной школы занимательные опыты, но и объясняют их.
Как структурное поlразделение социально-обучающего проекта «Физика это мир», ведется кружок занимательной физики.
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся начальной школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия в кружке способствовуют развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики.
Еще одним направлением данного проекта является тьютерство.
За данные годы реализации проекта, волонтеры совместно с учащимися начальной школы, среднего звена разработали исследовательские проекты, получившие дипломы 1 и 2 степени на 1,2 Региональных турнирах «Здравствуй физика» (7 дипломов), диплом 1 степени на 5-х Межрегиональных мартыновских чтениях, благодарственное письмо на Международном интернет-проекте «Диалог культур».
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных на любой ступени обучения. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды.
Источник: http://nsportal.ru/node/1330703 |