МАтюшкина О.В., Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В Концепции модернизации образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Одним из способов решения данной задачи является развитие исследовательской деятельности школьников, которая делает ребят участниками творческого подхода, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного. Результатом, которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. В последнее время возрастает роль исследовательского обучения для повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения – создание условий для личностного развития учащихся, повышение их образовательного и общекультурного уровня. Задачи, которые решаются при этом: 1. Развивать способности учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать материал, делать выводы. 2. Учить формулировать проблему и выдвигать гипотезу. 3. Отрабатывать навыки представления основных результатов исследовательской работы. Исследовательской работой учащиеся занимаются в урочной и внеурочной деятельности. В урочной деятельности это выполнение проблемных заданий, проектов, творческих заданий и др. Внеурочная деятельность – это участие в научно-практической конференции школьников, выполнение заданий для элективных курсов, проведение предметных недель и т.д. При этом используются разные формы работы: практические занятия, лабораторные работы, работа с компьютером. Научно-исследовательская деятельность учащихся является эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений и навыков. Необходимо чтобы полученные результаты использовались учителем и учащимися, а не лежали «мёртвым» грузом.
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса