Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 04:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС

    Беляевская Татьяна Яновна. Педагогические технологии в практике современного учителя

    Педагогические технологии в практике современного учителя
    Автор: Беляевская Татьяна Яновна,
    учитель начальных классов
    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12
    ЗАТО Шиханы Саратовской области»

    В современной педагогической практике применение педагогических технологий является одним из главных условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта, так как они направлены на формирование у обучающегося универсальных учебных действий. Поэтому я в своей работе стараюсь использовать многочисленные технологии, делающие урок ярким, интересным, познавательным.
    ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластёнин).
    В дидактике выделяют следующую классификацию технологий:
    • Педагогические технологии на основе личностной ориентации
    педагогического процесса.
    • Педагогические технологии на основе активизации и
    интенсификации деятельности учащихся.
    • Педагогические технологии на основе эффективности управления и
    организации учебного процесса.
    • Педагогические технологии на основе дидактического
    усовершенствования и реконструирования материала.
    • Частнопредметные педагогические технологии.
    • Технологии развивающего обучения.
    К современным образовательным технологиям относят:
     Технологию дистанционного обучения.
     Развивающее обучение.
     Проблемное обучение.
     Систему инновационной оценки «портфолио».
     Разноуровневое обучение.
     Здоровьесберегающие технологии.
     Коллективную систему обучения.
     Информационно-коммуникативные технологии.
     Технологию решения изобретательских задач.
     Обучение в сотрудничестве.
     Технологию использования в обучении игровых методов.
     Технологию модульного и блочно-модульного обучения.
     Технологию «Дебаты».
     Технологию модерации.
     Технологию развития критического мышления.
     Социо/игровая режиссура урока.
     Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения.
    Как мы видим, учителю есть над чем подумать и где развернуться. Каждая из этих технологий перед применением требует детального изучения ее аспектов, принятия их самим педагогом и только потом реализации в уроке или во внеурочной деятельности. Работая каждый год по определённой теме самообразования, я не останавливаюсь и не зацикливаюсь только на этой теме. Всё время пытаюсь узнать и овладеть чем-то новым, что сделало бы мои уроки эффективнее, повышая мотивацию обучающихся и качество их образования. В своей практике я использую несколько различных технологий, которые показались мне интересными, близкими по содержанию, про которые я могу сказать: «Это моё».
    Потенциал, который предоставляют современные технологии для образования, невозможно переоценить. Информационное обеспечение деятельности обучающихся и педагогов, возможность свободного доступа к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации – необходимое условие свободного развития личности.
    «Компьютер вместо книги?! Безумие!!!», – говорят одни учителя. И они правы. «Интернет-ресурс на уроке – мудро!!!», – говорят другие. И они тоже правы.
    Так что же это – безумие или мудрость? Возможно, именно такие дискуссии велись не только в учительской школ еще несколько лет назад. Сегодня ответ найден, ведь отрицать все возрастающие возможности информатизации сферы образования возьмутся только очень горячие головы.
    ИК-технологии вошли в мою жизнь в 2008 году и просто спасли от профессионального выгорания, внеся свежую струю в педагогическую деятельность, сделав её интересной. Сначала это были простые презентации, выполненные в программе PowerPoint, затем появились федеральные электронные образовательные ресурсы, но куда интереснее создавать их самой.
    Для создания собственных ЭОР у меня есть несколько любимых сервисов. По своей функциональности и назначению они разные, поэтому использую их на различных этапах урока (или во внеурочной деятельности) в зависимости от того, какую цель преследует каждый этап.
    Широкое применение в нашей педагогической практике нашел сервис http://learningapps.org/, который позволяет создавать различные интерактивные упражнения: «Заполни пропуски», «Заполни таблицу», «Расставь по порядку», «Найди пару», составить кроссворд, викторину, провести голосование, создать доску объявлений, календарь, ленту времени, таблицу соответствия, пазлы, классифицировать объекты, выделить необходимые слова в тексте и т.д. Примеры моих работ можно найти на моём сайте в разделе авторские ресурсы.
    В настоящее время одним из самых популярных сервисов становится Glogster.edu. Этот сервис позволяет создавать интерактивные плакаты (постеры), которые включают в себя и текст, и фото- и видеофайл. В сервисе существуют шаблоны с определенным количеством текста или видеоресурса. Интерактивный плакат можно разработать на один урок или серию уроков. В тематическом планировании выбираем раздел и создаем ресурс сразу на несколько уроков. В процессе использования интерактивных плакатов нам удается достичь следующих результатов:
    -максимально визуализировать получение информации обучающимися;
    -вовлечь обучающихся в процесс обучения.
    Интерактивный плакат не может не заинтересовать тех преподавателей, которые используют технологию УДЕ (укрупнения дидактических единиц). Тогда Glogster помогает реализовать на уроке индивидуальный подход, дифференцированную работу, гибко реагировать на изменившуюся ситуацию на уроке. Пример использования интерактивного плаката на уроке литературного чтения во 2 классе по теме “Фольклор”
    Федеральный государственный образовательный стандарт требует от учителя изменения его деятельности и деятельности учащихся на уроке. Деятельностный подход является ведущим в построении современного урока. Я стараюсь реализовывать его, поэтому участвую в экспериментальной работе на сайте «Новое образование». Этому способствует и внедрение в мою практику технологии активных методов обучения. Если говорить коротко, то А-активные М-методы О-обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность. Строятся они на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности участников. О моих достижениях использования этого метода говорят звания, которые я получила: звание «Лауреат» во Всероссийском конкурсе АМО-2 за лучший активный метод; звание «Лауреат» в региональном педагогическом конкурсе «Педагогический Олимп» в номинации «В поисках истины».
    Проектные технологии занимают сегодня ведущее место в организации учебного взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик. Это не случайно, так как только во взаимодействии происходит обучаемость. Я стараюсь вести проектную работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Примером проекта, созданного обучающимися 4 класса, служит проект «Любимые иконы русского народа», который получил звание «Лауреат» в региональном конкурсе «Педагогический Олимп» в номинации «Воплощенная мечта». Мои ребята выступают на школьной научной конференции «Шаг в будущее», как с коллективными проектами, так и с индивидуальными. Например, «Русские обрядовые куклы», «Создание мультфильмов в программе CartoonMaker», «Дорогою добра», который проводился совместно учениками третьего и седьмого классов, исследовательские работы «Может ли вода течь вверх», «Зимний сад на окне». Приведу пример урока-исследования по теме «Земноводные».
    Очень часто на уроках литературного чтения и окружающего мира я использую одну из самых распространённых технологий: технологию развития критического мышления. Цель этой технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». То есть, как и все современные технологии, ТРКМ построена на интерактивности, т.е. взаимодействии участников образовательного процесса. Предлагаю небольшой мастер-класс по ТРКМ, а также урок литературного чтения по теме Л.Толстой «Черепаха».
    Одним из важнейших направлений в области инновационных методов организации учебного процесса обучения является внедрение в образовательный процесс дистанционных средств, методов и технологий обучения, способствующих повышению его интенсивности, расширению его содержательного компонента, возможности построения индивидуальной траектории с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности, а также интенсификации самостоятельной работы обучаемых.
    Несмотря на то, что дистанционная форма обучения является сравнительно новой, она стала реальным элементом образования и зарекомендовала себя не только как перспективная педагогическая технология, но и как самостоятельная система обучения, опирающаяся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и мотивированную результатами самооценки человека. В этой связи необходимым условием обеспечения успешного результата обучения, достижения заявленных целей и решения поставленных задач является разработка целостной концепции создания средств обучения той или иной дисциплине на различных ступенях обучения по образовательным системам, существующим в российском образовании. В этой связи предлагаю посмотреть дистанционный урок в 1 классе, созданный в соавторстве педагогов, по теме «Новая работа знакомых букв».
    Кроме этого, я работаю над дистанционным курсом математики в 4 классе на сайте Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования». Дистанционные технологии я применяю для реализации проектов. Одним из таких проектов является проект «Герой нашего времени», посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Он направлен на активизацию познавательного интереса к русской литературе, на развитие творческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся, на совершенствование практических навыков работы с информационными ресурсами.
    Изо дня в день, из урока в урок я встречаюсь со своими ребятами. Они ждут от меня интересных, познавательных, полезных и практичных уроков. Я уверена, что современные технологии, используемые мной в обучении, помогают ребятам стать более внимательными, критичными, умными. Учащиеся не просто отсиживаются на уроке, а черпают что-то новое, незнакомое, необходимое для своего развития и образования.

    Список литературы:
    1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

    Список интернет-источников:
    1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме
    “Дистанционное занятие в начальной школе в контексте ФГОС”
    2. Образовательный портал «Мой университет»
    3.Педагогические технологии
    4.Персональный сайт учителя Беляевской Т.Я.
    5.Проект «Герой нашего времени»
    6.Сервисы:
    -http://learningapps.org
    - http://www.mindmeister.com/
    -http://tata4010.edu.glogster.com/folklor/
    6.Центр педагогических инноваций им. К.Д.Ушинского «Новое образование»

    Категория: Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС | Добавил: tata4010 (17.10.2014) | Автор: Беляевская Татьяна Яновна
    Просмотров: 1143 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.5/2
    Всего комментариев: 4
    4 tata4010  
    Приглашаю участников педсовета на свой сайт: tata4010.taba.ru
    Скопируйте сайт и введите в командную строку браузера.

    3 UATUFY  
    Спасибо за интересный и полезный материал, видна система работы учителя и что Вы в теме. Я сама тоже работаю в программах по созданию ЭОР и это конечно позволяет активизировать познавательную активность учащихся, но главное конечно все должно быть в меру.

    2 tata4010  
    Да, конечно.
    Адрес сайта: tata4010.taba.ru

    1 nkisina  
    Татьяна Яновна, интересная статья. В ней названо много приложений. Их можно посмотреть на Вашем сайте?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]