Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 18:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС

    Освоение интерактивных методов обучения на уроках физики как одного из видов современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС

    Освоение интерактивных методов обучения на уроках физики как одного из видов
    современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС

    Автор: Понамарёва Е.В., учитель физики МОУ "СОШ № 1 г.Ершова Саратовской области"

    В жизни на каждый вопрос человек ищет правильный ответ, тем самым открывая для себя новые знания. И также в науке: именно вопрос и желание на него ответить заставляют человечество думать, делать открытия и, как следствие, развивать науку. Бесспорно, вопросительный знак нужен для создания вопросительного предложения. Именно вопрос побуждает нас к поиску какой - либо истины. Например, малыш, начиная познавать окружающий мир, задает вопросы: Зачем? Почему? Как? А чтобы сделать этот путь интересным и увлекательным, воспользуемся интерактивными формами проведения занятий. Использование интерактивных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению школьников. Говоря простым языком, дети легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.

    Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем, а также между самими учениками. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей урока.

    Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

    Задачами интерактивных форм обучения являются:
    • пробуждение у обучающихся интереса;
    • эффективное усвоение учебного материала;
    • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
    • обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
    • формирование у обучающихся мнения и отношения;
    • формирование жизненных и профессиональных навыков.

    При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

    Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

    Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы разные интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций) и др. Рассмотрим несколько интерактивных методов обучения, направленных в том числе и на формирование умения задавать вопросы. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования.
    Одним из интерактивных методов обучения является проект. Я предлагаю вам один из таких проектов «Мой комфортный дом».

    Чтобы приступить к любой работе, необходимо перед собой поставить цель, а для этого сформулировать основополагающий вопрос, определяющий содержание самого проекта. Вопрос является основополагающим, если не имеет однозначно правильных ответов. В этом случае используется мозговой штурм. После активного обсуждения записывается основополагающий вопрос: «Как построить идеально комфортный дом?».

    Далее надо определиться, какой дом мы можем назвать идеально комфортным? (например, это дом, в котором, тепло, красиво, есть звукоизоляция, все счастливы). Чтобы наметить план работы над проектом, можно использовать проблемные вопросы: «Какие проблемы встанут перед нами при ответе на основополагающий вопрос? Сформулируйте их в виде проблемных вопросов».

    Проблемные вопросы поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос (обсуждение ведется в группах по 3-4 человека).
    Примерные ответы:
    1. Какой материал идеален для строительства идеального дома?
    2. Как построить энерго- и теплосберегающий дом?
    3. Как украсить идеальный дом?
    4. Как обеспечить звукоизоляцию дома? И т.д.

    Итак, когда проблемы обозначены, возможно, в ходе работы над проектом могут возникнуть и другие проблемные вопросы. Но решение любой проблемы, это, как правило, – ответы на вновь поступившие более частные (учебные) вопросы, имеющие ясный ответ. Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов.

    Далее учитель предлагает последовательно формулировать частные вопросы к проблемным вопросам и коллективно искать ответы, как на частные, так и на проблемные вопросы, используя, в том числе и интерактивные методы обучения. Рассмотрим некоторые из них.

    I. Ищем ответ на проблемный вопрос: «Какой материал идеален для строительства идеального дома?». Ребята выдвигают свои версии.
    Возможные варианты ответа:
    1. Кирпич
    2. Дерево
    3. Бетон
    4. Стекло и т.д.
    Ответ однозначный? (нет)
    Какой же частный вопрос возникает при ответе на проблемный вопрос?

    Примерный ответ участников: Какую теплопроводность имеют различные строительные материалы?

    Как мы можем найти ответ на этот вопрос? (Примерные ответы участников: провести опыт, найти в учебнике, найти в интернете, найти в справочнике)

    Выбор материала – момент очень ответственный. Ведь, от того, что Вы выберете, зависит и прочность, и надежность, и теплота, построенного Вами дома.

    Чтобы откинуть всякие сомнения, перейдем к исследованию данных материалов. Для этого ребята разбиваются на три группы:
    1 группа будет проводить опыты по исследованию характеристик;
    2 группа будет работать с текстом научного содержания;
    3 группа будет искать ответ в Интернете.
    Каждая команда докладывает о проделанной работе. Совместно делается вывод.

    II. Проведём мозговой штурм для ответа на следующий проблемный вопрос: «Как построить энерго- и теплосберегающий дом?». Принимаются все предложения, даже на первый взгляд, абсурдные!
    Например:
    1. Повесить побольше батарей.
    2. Сделать тёплые полы.
    3. Не делать окон.
    4. Принимать меры по заделке все щелей, чтобы не дуло.
    5. Принять меры по экономии электроэнергии и газа: поставить счётчики, поставить энергосберегающие лампочки, поставить автоматику – чтобы не топилось, когда уже тепло.
    6. Все кастрюльки и чайники снабдить свистками, чтобы сообщали, когда закипит вода.

    Крепкие, надежные стены – это хорошо. Но какой дом будет теплым зимой без отопительных батарей. А почему батареи устанавливают внизу под окнами? Ответы детей:
    1. Чугун тяжело поднимать.
    2. Теплый воздух поднимается вверх.
    3. Может упасть на голову.
    4. Потому что нагревается холодный воздух от окон.
    5. Для циркуляции воздуха в комнате.
    Какой ответ верный и почему? Кто может обосновать его?

    Методика «Попс-формула»
    1. Использование методики «ПОПС - формула» позволяет помочь ученикам аргументировать свою позицию в дискуссии.
    2. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:
    П – позиция (в чем заключается точка зрения) я считаю, что …
    О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что …
    П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например …
    С – следствие (вывод) … поэтому …

    Участниками совместно делается вывод.

    III. Таким образом, учитель предлагает перейти к последнему проблемному вопросу, используя еще один интерактивный метод обучения - «Пустое кресло». «Пустое кресло» – это дискуссионная методика.
    Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
    На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
    Учитель предлагает несколько вариантов ответов (записаны на карточках, раскладываются на столы участников и прикрепляются к пустым стульям):
    1. Пирамида
    2. Шар
    3. Куб
    Учащиеся выбирают свой вариант ответа на поставленный вопрос. Далее объединяются в новые группы, имеющие одинаковое мнение по поводу ответа на поставленный вопрос. После минуты обсуждения делегируют одного человека из группы на пустой стул для доказательства своего мнения. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Таким образом, участники пытаются доказать свою точку зрения. Подводится итог.
    Это, конечно, не весь спектр интерактивных методов обучения, но несомненно, что все они позволяют осуществить на уроках системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС. Именно такой подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
    Литература
    1. Личностно-деятельностные технологии обучения. Учебно-методическое пособие. Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих. Омск, 2004 г.
    2. М. Асамбаева «Интерактивные методы обучения», Каракольский центр обучения взрослых. Каракол, 2004 г.
    3. Н.Суворова «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
    4. Интерактивные формы обучения. Л. Иванова, М., 2007 г.
    5. http://www.tcek.ru/2014-04-01-05-12-57/875-2014-04-22-07-50-58.html
    6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya

    Категория: Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС | Добавил: Kotenok (27.10.2014)
    Просмотров: 1794 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 4
    2 Galina7661  
    Ещё раз убедилась, какой благодатный материал по теме "Тепловые явления" для исследовательской и творческой работы учащихся. Мы с учениками принимали участие в конкурсе презентаций "Теплопроводность в жизни человека" ("Здравствуй, Физика" областного уровня) - детям очень понравилось.
    Спасибо за ещё одну интересную мысль.
    Матюшкина О.В., учитель физики

    4 Kotenok  
    Спасибо за комментарий, очень рада видеть единомышленников в нашем деле. Действительно, тема очень интересная и,главное, близкая к жизни и понятная для учеников среднего звена, когда математический аппарат не совсем изучен.
    С уважением, Понамарёва Е.В.

    1 UATUFY  
    Уразалиева Ф.Ю: очень интересный опыт использования интерактивных методов обучения. сама являюсь учителем физики и с интересом прочитала данную статью, много узнала для себя , т.к в  следующем  учебном  году  тоже  предстоит работа по реализации ФГОС в 7 классе по физике.

    3 Kotenok  
    Спасибо за высокую оценку данного материала. Наша школа перешла на ФГОС ООО 3 года назад, поэтому физика в этом учебном году преподается уже по новым стандартам. Приходится многое осваивать, что-то перестраивать, но многое из-за нехватки  времени приходится опробировать именно во время внеурочной деятельности, одним из видов которой является проектная деятельность. И когда новшества войдут в систему, тогда на уроке не придется долгое время делится на группы, проводить дискуссии и т.д. А на самом деле очень много интересных методик для использования на уроке. в том числе и интерактивных.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]