В начальной школе одним из важнейших результатов обучения и воспитания это овладение детьми современными компьютерными технологиями, которые им помогут для дальнейшего саморазвития.
Нам учителям дается большой выбор электронных и цифровых образовательных ресурсов для использования на различных этапах и видах урока. Должно быть огромное желание учителя работать с данными ресурсами.
Перед учителем начальных классов встаёт непростая задача- совершенствования форм и методов преподавания различных предметов. Для выполнения этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий как новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.
Цель работы: показать эффективность использование мультимедийного сопровождения (МС) на уроках в начальных классах.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия информационно-коммуникационные технологии;
- изучить психолого-педагогические аспекты использования МС в начальной школе;
- раскрыть педагогические функции и возможности использования МС на уроках;
- дать характеристику каждого этапа урока с использованием МС;
-проанализировать научно-методическую литературу и ознакомиться с опытом учителей, применяющих МС на уроках;
- представить анализ результатов с МС на уроках.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
I Усвоить базовые знания по предмету.
II Систематизировать усвоенные знания.
III Сформировать навыки самоконтроля.
IV Сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности.
V Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Учащиеся начальной школы впечатлительны и эмоциональны. Они воспринимают объекты и свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик о отношение. Использование наглядных средств не только создают у школьников образные представления, но и формируют понятия. Чем больше чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Эту возможность реализует в обучении мультимедийная наглядность. Использование интерактивного обучения на уроках в начальных классах, позволяет не только реализовать принцип наглядности, но и дает возможность ученикам проявить больше активности, самостоятельности, инициативности. Интерактивное оборудование позволяет объединить экран для отображения информации и обычную маркерную доску, что позволяет сделать уроки в начальной школе наглядными, эффективными, повышающие мотивацию обучения.
Включение в образовательный процесс мультимедийного сопровождения дает возможность для учащихся осуществлять следующие виды деятельности:
- проведение урока с мультимедиа выступлением, т.е. сопровождение рассказа учителя, демонстрации при объяснении нового материала, заранее приготовленное выступление;
- доклад ученика по определенной теме, т.е. подготовка к выступлению , выполнение домашнего задания- поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.
Такая форма организации работы вести индивидуальный подход к обучению.
Формирование у младших школьников умения учиться на уроках происходит в процессе:
1)игры;
2) при работе на компьютере;
3) совместного поиска и анализа примеров.
Важно помнить то, как проводятся занятия:
1)это не монолог учителя, не традиционные объяснения и вопросы;
2)это беседы, обсуждение новых понятий, совместный поиск и анализ примеров, иногда переходящих в игру или дискуссию.
Диагностика эффективности использования мультимедийного сопровождения на уроках .
1) Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения. Более 85% учащихся участвуют в обсуждении заявленных на уроке вопросов, не боялись высказывать свою точку зрения, работая в парах в компьютерном классе, делились друг с другом добытой информацией и готовили совместные ответы. Чем активнее начал протекать мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее стал его результат по предметам.
2) Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся.
Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся.Успеваемость 1-2 классах- 100%, качество знаний возросло и составило 100%, средний балл увеличился с 4,2 до 4,8.
3) Учебная мотивация как показатель качества обучения.
Результативность опыта
1.Рост положительной мотивации обучающихся на уроках.
2.Создан банк презентаций и интерактивных заданий для проведения уроков , внеклассных мероприятий, занятий кружка « Родная земля».
3. Произошло качественное изменение между участниками учебно- воспитательного процесса.
4.Рост качества знаний.
Первые и значимые шаги применения мультимедийной технологии это участие моих учеников в сетевом проекте , проводимой Intel "Обучение для будущего" - всемирная благотворительной программой корпорации Intel Всероссийский Интернет-проект " Я люблю русский язык" с 28 сентября по 20 ноября 2013г. в целях содействия Федеральной целевой программе "Русский язык 2011-2015г.г."
Цель проекта : развития у младших школьников мировоззрения, привлечения их к активной деятельности по сохранению и развитию русского языка, формирования их гражданской позиции с использованием Интернет -технологий, а также направлен на развитие у школьников коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышения уровня владения информационно- коммуникативными технологиями, развитие познавательной активности. Наша команда «Покровчане» заняла 2 место.
Хорошим показателем служит участие и победы моих учеников в международных, всероссийских и муниципальных дистанционных конкурсах и олимпиадах для учащихся начальных классов. Они приобретают практические навыки в работе, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В настоящее время большое внимание уделяю применению прогрессивных методик обучения :
создание дистанционных курсов
1.для педагогов- «Здоровьесберегающие технологии на уроках литературного чтения», ресурс размещен на сайте Открытая образовательная среда- система дистанционного обучения
2.для обучающихся – авторский дистанционный курс «Юный предприниматель» , ресурс размещен на персональном сайте http://kovaeng.ucoz.ru/. В 2013-2014 уч.г. участвовала в муниципальном конкурсе «Дистанционный учитель», 1 место;
Опыт работы « Мультимедийное сопровождение уроков
как средство развития информационно- познавательной активности младшего школьника» позволил получить определенные результаты. При раннем введении ИКТ в обучение у учащихся наблюдается развитие продуктивности и устойчивости внимания; повышается общий уровень интеллекта; усиливается восприятие и память; активизируется мышление; развивается умение находить информацию и использовать ее для решения личностно значимых задач. Если у ребенка появится возможность интересно, полезно проводить свое время в виртуальной сети, то желание бесцельно бродить по просторам Интернета и постоянно сталкиваться с вредной информацией или нежелательными «новыми знакомыми» просто исчезнет.
Следует помнить: как бы ни был разработан мультимедийный урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему - продумал смену ритма, разнообразил формы учебной деятельности, выдержал при необходимости паузу, обеспечил положительный эмоциональный фон урока. А самое главное - как будут сформированы у младшего школьника информационно- познавательные компетенции, которые помогут им в изучении основных дисциплин, приобретение новых знаний , возможности использования их в нахождении информации, демонстрации своей работы.
« В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.А. Медведев)
Урок полезен еще и тем, что учит думать. Он приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и поможет ученикам в развитии навыков мышления, которые останутся с ним на всю жизнь.
В нашей школе появилась возможность соединить в себе традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретение интерактивной доски и мультимедийного проектора. Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснения у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Хороший темп урока позволяет «уплотнить» изучаемый материал. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остается равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. На уроках идеальная рабочая обстановка. И главное достоинство использовании МС в том, что учитель и ученик работают в сотворчестве, урок рождается в замыслах учителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.
2. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании. http://www.ippolitova.info/index. (26.07.2010г.)
3. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках. «Начальная школа». № 3 2010г.
4. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). И: Просвещение, 2009г.
5. Петрова Н.И. Проблема формирования ИКТ-компетентности педагогов в процессе информатизации начального образования. http://conf-a.narod.ru/Petrova.htm (28.07.2010г.)
6. Шевчук О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/521181/ (28.07.2010г.) |