Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 29.03.2024, 12:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП

    Погодина Марина Викторовна. Продуктивная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО
    Если мы будем учить сегодня так,
    как мы учили вчера, мы украдем у
    детей завтра.
    Джон Дьюи

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы начать нашу творческую встречу с притчи.
    «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»
    Коллеги, как вы думаете, что именно сказал мудрец?
    (Ответы)
    А вот слова старца:
    «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?
    Во-первых, сама жизнь.
    Во-вторых, не спешите.
    В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.
    В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.
    В-пятых, не жалейте сил и энергии.
    И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

    Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

    Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы в рамках нашего методического заседания.
    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
    Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский).
    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
    Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
    Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
    Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
    По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".
    Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.
    Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.
    На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда (логические упражнения, задачи, уравнения). 5-9 слайды
    Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А. А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [15, c.5]. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
    Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по изученной теме. Например, на уроке русского языка по теме «Грамматическая основа» на стадии вызова детям предлагается выполнить тест “Верные – неверные утверждения”:
    1. Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. (НЕТ)
    2. Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. (НЕТ)
    3. Словосочетания изучает синтаксис( ДА)
    4. Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого (ДА)
    5. Зависимое слово связывается с главным только по смыслу (НЕТ)
    6. ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. (ДА)
    7. РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч. (ДА)
    8. ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. (НЕТ)
    - Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?

    Этот прием возможно использовать, опираясь на еще не изученный материал. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
    Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
    «Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, на этапе постановки учебных задач на уроке литературы по теме «М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. СЛОВО О ПОЭТЕ. «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ» на доске вывешивается 1812 и др. слова:

    • Сражение
    • Стихотворение
    • Великая Отечественная война
    • Кутузов
    • Пушкин
    • Лермонтов
    • Наполеон
    • Отечественная война
    • Англичане
    • Французы
    • Русские
    • Поэт
    • Смелость
    • Трусость
    • Патриотизм

    Задаются вопросы:
    -Чем памятен для нашей истории 1812 год?
    -Какие слова потребуются для сегодняшнего урока?
    - О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого» Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
    Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

    "...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником".
    Н.Ю. Пахомова

    Большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: "Надо читать!" Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Я нашла для себя путь решения этой проблемы – это проектно- исследовательская деятельность. Причём я использую этот метод в любом классе. Хочу отметить, что проектно- исследовательская работа оправдывается на все 100%. Все ученики, даже те, кого я называю "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом.
    Считаю, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
    • личностно ориентирована;
    • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
    • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
    • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
    • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
    В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.

    Я считаю, что такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

    В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним - подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели .
    Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить".
    Метапредметность:
    Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
    На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. Мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника:
    • коммуникативной,
    • культуроведческой,
    • информационной,
    • языковой,
    • исследовательской,
    что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

    Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает

    Урок литературы - это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, интересными друг другу личностями.
    Я стараюсь находить прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей. Это, конечно, творческие и игровые проекты. Творческий проект является продолжением урока литературы. Он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы "прекрасное мгновенье" было продолжено. А игра, на мой взгляд, основной вид деятельности не только младших школьников, но и детей пятых-шестых классов. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти нужную форму игры, органично «вплести» её в ткань урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей.
    Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, это драматизация, инсценирование. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие.
    Слово учителя литературы – главный его инструмент. И учить быть внимательным к слову стараюсь на каждом уроке. Изучение художественного произведения, в котором встречается много новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова.
    Творческий проект – это желание читать, думать, спорить, анализировать. Это декорации, афиши, костюмы, грим, освещение – для тех, кто пока не представляет себя на сцене. Другие возьмутся за исполнение обязанностей режиссера, сценариста. У остальных – роли. Все главные. Иначе нельзя. Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.

    В своей практике провожу творческие зачёты, используя при этом проектную деятельность. Одним из таких примеров является зачёт после изучения темы "Басни Крылова". Учащиеся делятся на группы (по своему желанию), выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации, костюмов, при необходимости используют музыкальное оформление. На уроке-зачёте (за счёт урока внеклассного чтения) представляют классу плоды своего творчества, так называемый проектный продукт.

    Мы, учителя русского языка и литературы, как никто другой, развиваем интеллект, креативное мышление и творческие способности наших детей, формируем художественный вкус и эстетическое чувство, через сотворчество и сотрудничество способствуем созданию коллектива единомышленников.

    Работа по созданию проектов очень интересна как для учителя так и для учащихся, но сколько она занимает сил и времени… Зато радует всегда её результат. "Начинкой" творческих проектов являются опорные схемы-конспекты, сказки для усвоения программного материала, интепретация прочитанного художественного произведения, инсценирование собственного результата творческой деятельности.

    Обязательным этапом является самооценка достигнутых результатов по алгоритму ученической рефлексии.

    Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
    Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

    Что главное в уроке?

    Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

    Время «готовых» уроков постепенно отходит.
    Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
    "Комфорт" в переводе с английского - поддержка, укрепление. Комфорт - это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. Работа в группах: подберите ассоциации со словосочетанием "современный урок". Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове комфорт.


    Результат работы групп.
    К
    Компетентность
    Критичность
    Креативность
    Культура

    О
    Органичность, основательность
    Отдача , оптимально
    Открытие

    Ответственность
    Образованный, осознанный

    М
    моделирование
    мотивация
    методика
    мастер

    Ф
    Фантазия
    формирование
    функциональный
    фундамент

    О
    Отдых, осмысленный
    Открытие, организованный
    обучение
    Опора, озарение

    Р
    Радость
    развитие
    Рост
    Результат, рефлексия

    Т
    Тепло
    Творчество
    Талант
    темп


    Так что же для нас современный урок ?

    Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность

    Рефлексия : на листе бумаги обведите свою ладошку.
    каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
    большой – для меня это важно и интересно …
    указательный - я получил конкретные рекомендации…
    средний - мне было трудно ( не понравилось)…
    безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
    мизинец - для меня было недостаточно…
    Спасибо за внимание и сотрудничество, уважаемые коллеги!

    <a title="Посмотреть «Погодина М.В.» на DocMe.ru" href="http://www.docme.ru/doc/815594" target="_blank" style="display: block;">Погодина М.В.</a><object style="height: 450px; width: 600px"><param name="movie" value="http://www.docme.ru/v?id=815594&key=2f82512c3a0aa0f20b396a14760eca04" /><param name="wmode" value="opaque" /><param name="allowFullScreen" value="true" /><param name="allowScriptAccess" value="always" /><embed src="http://www.docme.ru/v?id=815594&key=2f82512c3a0aa0f20b396a14760eca04" type="application/x-shockwave-flash" wmode="opaque" allowfullscreen="true" allowScriptAccess="always" width="600px" height="450px" /></object>
    Категория: Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП | Добавил: МарВи (26.10.2014) | Автор: Погодина Марина Викторовна
    Просмотров: 4229 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.8/4
    Всего комментариев: 3
    3 tandin  
    Марина Викторовна. Очень интересная статья. Много полезного я взяла себе на заметку. Большое спасибо.

    2 МарВи  
    Спасибо за проявленный интерес к моему материалу. С уважением Марина Викторовна

    1 LEV  
    Марина Викторовна, спасибо за  статью! Уверена, что вашим ученикам интересно на уроках. Желаю  творческих успехов! 

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]