Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП

    Шиповская Татьяна Алексеевна. Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО

    «Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС»
    « Если мы будем учить сегодня так,
    как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
    Джон Дьюи

    В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
    «Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется» Данные слова М.Т.Лауэ, лауреата Ноблевской премии, хорошо иллюстрирует цели образования на современном этапе развития общества. Отличительной чертой являются пути и способы достижения целей. Новое время создает новые условия жизни и обучения, поэтому требуются новые подходы учителя в учебно – воспитательном процессе.
    Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
    С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.
    Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
    Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
    Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
    В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
     применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
     создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
    Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
    Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни, создание проблемной ситуации и пути ее решения.
    В школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?
    Новые требования к уроку.
    Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
    Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:
    • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
    • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
    • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
    • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
    • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
    В современном уроке выделяют шесть основных этапов:
    • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
    • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
    • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
    • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
    • взаимопроверка, взаимоконтроль;
    • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
    Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
    Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
    Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
    Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
    Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
    Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
    Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
    Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
    Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
    Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
    Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
    При подробном анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

    Категория: Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП | Добавил: tatka (26.10.2014) | Автор: Шиповская Татьяна Алексеевна
    Просмотров: 2700 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    1 Fedorova  
    Как все таки "втянуть" в работу слабые учеников? Они готовые знания не всегда способны воспринять...не говоря уже о учении самостоятельно... Никушин Ю.В.

    2 tatka  
    Надо использовать различные формы в работе со "слабоуспеваующими "детьми. Например, карточки для индивидуальной работы.  деформированные задания. перфокарты. карточки - тренажеры. творческие задания.
    Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Здесь  нам понадобиться дифференцированный  подход в обучении.
    Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: 
    • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; 
    • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, 
    • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; 
    • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; 
    • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
    Чтобы наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий,  можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода. 
    1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). 
    2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. 
    3. Индивидуальные дифференцированные задания. 
    4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).  
    5. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. 
    6. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. 
    В нашей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха: 
    • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; 
    • слабому – выполнить посильный объем работы. 
                 Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Если на уроке вызывать учащихся к доске по очереди (например - по колонкам), независимо от их оценок, то они раскрываются у доски, не бояться отвечать, так как на помощь всегда придет учитель или ученик - консультант.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]