В настоящее время к качеству биологического образования предъявляют совершенно новые требования. Главной задачей рассматривается сохранение фундаментального в биологии и в то же время большое внимание уделяется соответствию полученных знаний актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Передо мной, как педагогом, встал ряд вопросов. Какие «инструменты» использовать для уменьшения разрыва между современными достижениями биологической науки и материалом, изложенным на страницах школьного учебника? Как построить образовательный процесс, чтобы дети не просто овладевали определенными знаниями, любили предмет, но и имели навыки практического применения этих знаний?
На протяжении ряда лет преподаю в классах химико-биологического профиля. Работая по учебникам авторской линии под редакцией В.В. Пасечника, все больше убеждаюсь в том, что в рамках трехчасовых занятий невозможно восполнить пробелы в знаниях учащихся по отдельным вопросам, касающимся современных открытий в биологии. Огромная область биохимии и молекулярной биологии остается за рамками традиционного изложения основ химии и биологии в школе. В то же время биологическая грамотность становится социально необходимой, так как сейчас остро стоят вопросы существования человека в природе. И отчасти «спасательным кругом» для нас является введение элективных предметов в 10-11 классах.
В 2013-2014 учебном году я работала с очень интересным, на мой взгляд, по тематике курсом «Клетки и ткани» (авторы: Д.К. Обухов, В.Н. Кириленкова), позволяющим далеко шагнуть за рамки школьного учебника (http://nsportal.ru/vikulova-elena-vladimirovna). На занятиях рассматривались вопросы, касающиеся современных проблем и открытий в биологии, проводились практические работы по гистологии, механизмам деления клетки, процессам ее метаболизма. Сегодня особенно важно предоставить учащимся возможность ознакомиться с методологией биологических исследований и наблюдений. Учащиеся, используя ресурсы Интернет, интерактивные модели «Механизмы клонирования» выступали в роли исследователей, искусственно получали генетически идентичные организмы с помощью манипуляций с яйцеклетками (ооцитами) и ядрами соматических клеток животных. Разнообразна была тематика подготовленных проектов по данной теме: «Можно ли клонировать интеллект человека», «Клонирование – этическая проблема человечества», «Клонирование и проблемы старения организмов». Интересным было семинарское занятие по теме «Развитие мировой науки в области клеточной биологии», где учащиеся высказывали свое мнение по вопросам истории открытия и применения стволовых клеток. Один из разделов курса посвящен самому масштабному научному проекту конца ХХ века «Геном человека» – как в плане финансовых затрат, так и количества вовлеченного научного персонала. Его реализация, закончившаяся прочтением нуклеотидной последовательности генома человека, привела к революционным изменениям во всех областях биологической науки, медицине и биотехнологиях.
Современные подходы в преподавании биологии позволяют учащимся освоить умение анализировать, критически осмысливать и использовать информацию о живой природе. Без определенного объема знаний невозможно познание. Объем знаний, особенно фактических, должен определяться уровнем интереса к данной области у каждого учащегося и сложностью тех проблем, к решению которых они готовы в данный момент своего образования.
Наука начинается в школе. Это высказывание справедливо, ведь свою будущую профессию учащиеся выбирают именно здесь. Отрадно, что многие из моих выпускников выбирают профессии, связанные с нано- и биомедицинскими технологиями, геологией, медициной.
Мне бы хотелось, чтобы по окончании школы учащиеся могли рассматривать живой организм, используя законы биологии, химии, физики, положения философии. Видеть эволюцию жизни в истории развития отдельного человека, оценивать социальный опыт человечества с биологической точки зрения. Конечно, это не программа-максимум. Скорее стратегическое направление, задаваемое учащимся для дальнейшего познания мира и формирования у них потребности в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями. |