Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 29.03.2024, 14:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС

    Пудикова Валентина Дмитриевна. Организация проектной деятельности при реализации ФГОС

    Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
    Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
    Внеурочная деятельность позволяет учащимся выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ученик имеет право выбора.
    Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Каждое из направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно.
    Рассмотрим организацию внеурочной деятельности на примере общеинтеллектуального и социального направлений, которые базируются на организации научно-познавательной и проектной деятельности учащихся.
    Внеурочная познавательная деятельность школьников в нашей школе организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин. В рамках кружков «Познавательная математика» и военно-патриотического «Стражи порядка», которые я веду уже 3–й год, ведется исследовательская и проектная работа. Проекты в виде реферативно-исследовательских и социальных работ, презентаций, буклетов представлены учащимися на научно-практические конференции и конкурсы. Мы создаём группы учащихся для занятий исследовательской деятельностью: 1 группа занимается исследовательской деятельностью на естественнонаучном материале; 2 группа – на социальном материале. Темы проектов: «Проценты вокруг нас», «Удивительный мир чисел», «Квадратичные поверхности в архитектуре г. Балаково», «За здоровый образ жизни», «Зависимость может украсть свободу» и другие. Подробнее хочется рассказать о последнем проекте.
    Проект «Зависимость может украсть свободу» реализовался в виде проведения различного рода мероприятий по основным направлениям – профилактика курения, алкоголя, наркотических средств и сохранение здоровья обучающихся. Все мероприятия проводились и проводятся сейчас в рамках работы волонтерского кружка «Стражи порядка».
    Основной способ осуществления профилактики – разработка и проведение мероприятий, создание и распространение буклетов, закладок, памяток по здоровому образу жизни.
    Цель проекта: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе жизненных ценностей, профилактика вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
    Задачи проекта: показать преимущества здорового образа жизни на личном примере; пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся 4-6 классов; создать условия, позволяющие сверстникам своими силами вести работу на снижение употребления табакокурения, алкоголя, наркотических средств.
    Основополагающие вопросы:
     Как зависимость от вредных привычек может украсть свободу?
     Как быстро наступает такая зависимость?
     Легко ли избавиться от пристрастия к сигаретам и наркотикам?
    Гипотеза:
     чем раньше пробудить интерес учащихся к своим чувствам, к своему физическому и душевному состоянию, к умению делать правильный выбор в пользу своего здоровья и творческой, общественно-значимой деятельности, дающей радость достижения доброй цели, тем ещё больше сознательных граждан будет в обществе.
    Волонтерами созданы интересные и содержательные материалы (буклеты, презентации, информационные закладки), проведены беседы, классные часы, диспуты, приобретен опыт работы с младшими ребятами.
    Социальный эффект проекта в том, что вовлекая сверстников в мероприятия, мы отвлекаем их от улицы, от бесцельного время провождения, организуем их досуговую, развивающую деятельность, показываем преимущества здорового образа жизни на личном примере. Ведь именно от того, какую жизненную позицию займут они в этом вопросе, будет зависеть не только наше будущее, но и будущее наших детей и всего Отечества в целом.
    В рамках данного проекта ребята принимали участие во всех школьных и в некоторых городских мероприятиях по здоровому образу жизни, имеют много сертификатов участия, грамот и дипломов.
    Приобретение учащимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности станет собственно социальный мир. Это познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей.
    В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.
    От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
    В процессе проектной деятельности школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом к школьнику предъявляются определённые требования.
    Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.
    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
    Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
    Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности, в частности, формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников.
    Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
    Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Интернет – ресурсы:
    1. http://voskadet.edusite.ru/DswMedia/osobennostiorganizaciivneurochnoydeyatel-nosti.doc
    2. Герасименко О. Н. Особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования
    http://vio.uchim.info/Vio_118/cd_site/articles/art_4_2.htm

    Категория: Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС | Добавил: pudikovavalentina (26.10.2014) | Автор: Пудикова Валентина Дмитриевна
    Просмотров: 639 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 1
    1 sh28Balakovo  
    Согласнас Валентиной Дмитриевной в том, волонтерская работа во внеурочной деятельности
    позволяет  вовлекать учеников в развивающуюдеятельность на личном примере
    подростков. Программа «равный - равному» - хорошая идея, работает очень
    результативно, потому что практически  никто лучше сверстника  не докажет и не разъяснит подросткам,  что такоехорошо и что такое плохо,  как необходимо правильно поступать в жизни.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]