Уразалиева Флюра Юсуповна,
учитель математики и физики
МОУ « ООШ п. Советский»
Дергачевского района.
Модель организации внеурочной деятельности в сельской малокомплектной школе.
Образовательная организация МОУ «ООШ п. Советский» участвует в введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с 1 сентября 2011 года.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и
воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
В нашей сельской малокомплектной школе встал вопрос организации внеурочной деятельности. Были проведены совещания с педагогами, руководителями организаций , которые имеются в поселке, т.к мы поняли что в одиночку мы не сможем реализовать все пять направлений внеурочной деятельности.
Исходя из этого, в образовательной организации составлен план мероприятий для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучении.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Школа предоставляют обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие. Время, отведенное на внеурочную деятельность составляет 8 часов в каждом классе. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В школе разработана частично оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов МОУ « ООШ п. Советский», которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники. Преимущества оптимизационной модели:
- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
- создание единого образовательного и методического пространства в школе;
- формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Также при организации внеурочной деятельности обучающихся по договору взаимодействия используются возможности учреждений имеющихся в поселке , а именно ДЮСШ р.п. Дергачи, Советский Дом культуры, центр « Семья и детство».
В школе внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:
Направление Реализация
Спортивно-оздоровительное Секция «Футбол»от ДЮСШ р.п. Дергачи, клуб « Здоровячки»- учитель начальных классов
I. Общеинтеллектуальное Клуб « Родничок»- учитель русского языка и литературы
Клуб «Хорошо говорим и пишем» - занятия логопеда от центра « Семья и детство»
Общекультурное Кружки « Мягкая игрушка»- учитель технологии, « Акварелька»- библиотекарь , танцевальный кружок « Новое поколение» от Советского СДК
Духовно- нравственное Кружок « Истоки»- учитель ОПД
Социальное Клуб «Юный эколог»- учитель экологии
Ежегодно 23 мая в школе проводится грандиозный праздник « Парад кружков», которого ждут дети, педагоги и родители. Руководители кружков вместе с детьми показываю, чему они научились за год. Итоги этого мероприятия освещаются в местной газете « Знамя труда». В конце года проводится диагностика результативности кружков, которые показывают положительную динамику познавательных интересов обучающихся.
Таким образом создавая модель внеучебной деятельности обучающихся в сельской школе мы постарались использовать все возможности окружающего социума, которая построена на основе тесного взаимодействия с образовательной организацией. |