Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя

    Какулина Наталья Михайловна. Самооценка на уроках младших школьников

    Самооценка на уроках младших школьников
    Какулина Наталья Михайловна - учитель начальных классов
    МОУ « ООШ п. Советский» Дергачевский район
    В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
    Завышенная самооценка. Дети с завышенной самооценкой
    не обязательно расхваливают себя, зато они бракуют всё, что делают другие.
    Низкая самооценка. Ученики с низкой самооценкой, напротив, склонны
    переоценивать достижения товарищей
    Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
    Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.
    Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
    Формировать самооценку младшего школьника помогает дневник «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся ОС «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.
    Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета, нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке). Дети называют эти круги «смайликами» или «светофором». Зеленый смайлик с улыбкой – значит все получилось, все хорошо; желтый смайлик с улыбкой – получилось, но не всё; красный смайлик – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. Разного размера и цвета они несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками.
    На протяжении всего учебного года я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки. Вот некоторые из них:
    - выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи;
    На уроках письма появляется ещё один лист самооценки: «Я умею писать буквы», на котором дети самостоятельно раскрашивают звёздочку, если научились писать ту или иную букву по образцу.
    По тому же самому принципу дети заполняют оценочные листы по знанию таблицы умножения (звёздочки можно заменить любыми другими значками).
    На смену оценочным кругам вводятся оценочные таблицы. Работая в парах или группах, дети оценивают чтение своего товарища по выработанным критериям или он сам.
    Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте; выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые.
    Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.
    Возможны два варианта такого самооценивания:
    - ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
    - ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя.
    В конце недели каждый ребенок рисует свое «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
    Предлагаемые способы оценивания позволяют:
    • ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
    • учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
    • родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
    Я склонна считать, что самооценке должна предшествовать учительская оценка, поскольку именно она является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Давая оценку деятельности каждого ученика, учителю необходимо комментировать свою оценку. Только в этом случае ребенок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребенок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.
    В своей работе я придерживаюсь того, что оценка учителя прежде всего должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому для меня является важным научить младших школьников вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки.
    Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На своих уроках я стремлюсь не только содержательно оценивать работу ученика, но и давать соответствующее пояснение. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе.
    Похвалить необходимо, даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации
    Источники информации:
    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[составитель Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2010.
    http://nsportal.ru/sites/default/files/Razvitie_mehanizma_samoocenki_kak_neobh._usloviya_uspeshnosti.doc Н.Ф. Ляпунова «Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся»
    http://ru.wikipedia.org
    http://www.loghelp.ru/samokontrol.html
    http://slovari.yandex.ru/

    Категория: Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя | Добавил: 77777 (27.10.2014) | Автор: Какулина Наталья Михайловна
    Просмотров: 1769 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 5
    5 nkisina  
    Наталья Михайловна, я не согласна с Вами, что оценка учителя должна предшествовать самооценке ребенка. Учитель для младшего школьника почти непререкаемый авторитет. Т.о. адекватная самооценка никогда не сформируется. А вдруг учитель ошибается? Ведь мы же не непогрешимы. Тем более. я в научных статьях о формировании самооценки встречаю прямо противоположное Вашему мнение.

    4 OlgaVic  
    Очень важная проблема затронута в данной статье.Счастливы и успешны в жизни те, кто умеют адекватно оценить и себя, и других. Какую глубокую, неформальную, систематическую работу, Вы, Наталья Михайловна, проводите со своими ученикам по формированию личностных и метапредметных УУД. Возьму себе на заметку графические приемы отражения самооценки. Большое Вам спасибо!

    2 ilyushovata  
    Спасибо, Наталья Михайловна,  упражнения-тренинги, направленные на формирование самооценки, интересны и разнообразны, а это важно для младших школьников.

    1 flyuraurazalieva  
    Спасибо за полезный материал. В данной статье систематизирован опыт самооценки учащихся, которая играет важную роль в свете введения ФГОС , т.к именно это является важным элементом для младших школьников   вырабатывать умения проводить рефлексию своей деятельности.

    3 Natali0777  
    Статья посвящена вопросам воспитания  самооценки  младшего 
    школьника. Наталья  Михайловна раскрывает
    задачи, формы и виды деятельности, делится  
    накопленным  опытом.  Спасибо 
    за  полезный  материал.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]