Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 29.03.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Особенности современного урока в рамках введения ФГОС, методы, технологии и формы организации УП [6]
Освоение современных педагогических технологий как одно из условий реализации ФГОС [9]
Совместная деятельность учителя и ученика при организации урочной и внеурочной деятельности [6]
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС [9]
Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС [2]
Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя [2]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Online-педсовет » Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС

    Кисина Наталья Анатольевна. Технология исследовательской деятельности учащихся как основной инструмент формирования УУД

    Технология исследовательской деятельности учащихся как основной инструмент формирования УУД

    В связи с переходом на стандарты второго поколения все большее распространение имеют идеи построения учебного процесса на базе исследовательски-поисковой деятельности, которая является одной из основных методик формирования творческих и мыслительных способностей. Стандарты уделяют особое внимание исследовательской деятельности учащихся, как действенному методу развития универсальных учебных действий.
    Определяются следующие результаты формирования исследовательских умений учащихся:
    • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
    • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
    • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
    • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
    • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
    Основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
    Кроме того, современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
    Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению.

    Под общими исследовательскими навыками понимается:
    умение видеть проблемы;
    умение задавать вопросы;
    умение выдвигать гипотезы;
    умение давать определение понятиям;
    умение классифицировать;
    умение и навыки наблюдения, проведения экспериментов;
    умение делать выводы и умозаключения;
    умение и навыки структурирования материала;
    умение и навыки работы с текстом;
    умение доказывать и защищать свои идеи.
    Исследовательская деятельность будет эффективной если
    1.ученик и учитель хотят проводить данное исследование;
    2.учитель представляет всю структуру работы, знает методику, особенности этой деятельности, у ученика должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике;
    3.и учитель и ученик получают удовлетворение от работы.

    Помимо новых знаний, целью исследований в рамках учебной деятельности является поиск новых методов и способов деятельности, а также отработка умений и навыков их использования.
    В 2014-15 учебном году нами проводится эксперимент в двух 5-х классах.
    Экспериментальное исследование будет проходить в несколько этапов:

    1 этап (5 класс) – констатирующий эксперимент. На этом этапе мы должны выявить начальный уровень исследовательских умений. Параллельно ведутся занятия для учителей по овладению технологией иследовательской деятельности. А также проводится подготовительная работа с учениками.

    2 этап (6 класс) – формирующий эксперимент. На этом этапе проходит обучение с целью формирования исследовательских умений. А также начинается работа в новом наборе 5 класса по апробованному дидактическому материалу.

    3 этап (7 класс) – контрольный эксперимент. На данном этапе будет проводится исследование эффективности обучения.

    Для развития исследовательских умений и навыков используются следующие методические приемы:
    1.Развитие умения видеть проблемы. Развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Одно из самых важных свойств при этом — способность изменить свою точку зрения, смотреть на объект исследования с самых разных сторон.
    Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Детям предлагается составить рассказ от имени другого персонажа. Например, по теме «Жизнь древних египтян» дети получали задание составить рассказ от имени земледельца, жены земледельца, ремесленника и его жены, вельможи и его жены. Для этого им нужно было использовать материал изученных ранее тем, а также дополнительный материал, найденный самостоятельно.
    2. Развитие умения выдвигать гипотезы.
    Построение гипотез — основа исследовательского, творческого мышления. Они дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию со стороны. На уроках истории мы имеем возможность проверить гипотезу теоретически. Но можно и эмпирически (например на стыке истории и биологии).
    Использовались такие задания:
    1.«Ты археолог и сделал данные находки (предлагается фото). Рассмотри их внимательно. Определи, что мы можем узнать точно (факты). Попробуй из этого сделать свои предположения.»
    2.«Вырастим финиковую пальму» Детям было предложено узнать, можно ли вырастить в домашних условиях финиковую пальму. Затем проводилась подготовка и высаживались косточки фиников. Работа предполагает знакомство с методами опыта и наблюдения. Заведен дневник наблюдений. В настоящее время эксперимент продолжается.
    3.Развите умения задавать вопросы.
    В процессе любого познания вопрос играет ключевую роль, это форма выражения проблемы. В 5 классе успешно можно использовать игру «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске дается несколько карточек с вопросами по теме. Он не читая вопроса вслух громко на него отвечает. Остальные догадываются, какой вопрос был задан.
    4.Развитие умения классифицировать.
    Классификация устанавливает определенный порядок. При этом рассматриваемые объекты разбиваются на группы, что придает мышлению строгость и точность.
    Для развития этого умения в 5 классе можно использовать задания из рабочей тетради «Найди ошибки в тексте». При этом нужно просить детей их прокомментировать.
    При выполнении данных заданий проводится индивидуальный контроль за степенью развития исследовательских умений. Для этого можно завести специальный журнал, в котором отмечать как тип выполненного задания, так и оценку за его выполнение.
    В настоящее время экспериментальная работа в самом начале. Хотелось бы выслушать советы и пожелания коллег.

    Категория: Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС | Добавил: nkisina (19.10.2014) | Автор: Кисина Наталья Анатольевна
    Просмотров: 581 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 nkisina  
    Уважаемые участники педсовета, прошу ответить тех, в чьей школе проводится экспериментальная работа (не обязательно с вашим участием). Хотелось бы познакомиться с опытом.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]