В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.
Я не первый год являюсь классным руководителем и мною накоплен определённый опыт по организации внеурочной деятельности.
Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе, если не сказать, что самое главное. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно «передавать» знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья, воспитанию нравственности.
Классный руководитель должен организовать воспитательную деятельность в классе так, чтобы:
- создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность,
- беспрепятственно общаясь и успешно получая знания, каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера.
В своей работе я стараюсь выбрать наиболее доходчивые формы и методы, которые вызвали бы интерес, развивали мыслительную активность, эмоциональное восприятие, дух состязательности среди ребят.
При подготовке к классным часам привлекаю творческих учащихся, которые готовят тематические презентации, вопросы викторин, составляют кроссворды и т.д. При подготовке к праздникам привлекаю родителей. Участие ребенка в творческих делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Я использую следующие воспитательные формы и методы работы:
- классные часы;
- занятия по программе «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко;
- встречи с интересными людьми;
- участие в подготовке и проведении общелицейских мероприятий, конкурсов, акций;
- экскурсии;
- посещение театров;
- тренинги, дискуссии, деловые игры, квесты.
Некоторые направления моей работы:
- обогащение учебной работы воспитательными моментами, направленными на понимание у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры, истории своей страны;
- воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, к регулярным занятиям спортом;
- развитие творческих и исследовательских способностей;
- привлечение к активному участию в общешкольных мероприятиях;
- воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда;
- воспитание стремления к интересному и полезному времяпрепровождению.
Традиционные мероприятия: классные часы ко Дню Победы, Дню космонавтики, Дню защитников Отечества, 8 Марта, Дню народного единства.
При организации внеурочной деятельности пытаюсь уделить больше внимания знаменательным датам.
Сегодня по-прежнему актуальна проблема семьи и семейных ценностей. Ежегодно ко Дню матери мы подготавливаем праздничный концерт, который никого не оставляет равнодушными, проводим соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», участвуем вместе с родителями в городских спортивно-массовых мероприятиях «Саратовская лыжня» и других.
Чтобы не падал интерес к внеурочной деятельности, а причин для этого достаточно (к примеру, общение со сверстниками в социальных сетях занимает всё свободное время),
- создаю творческую рабочую атмосферу;
- поддерживаю интерес к исследовательской деятельности;
- избегаю негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку;
- направляю и поддерживаю их творческие порывы.
Одним из вариантов решения данной проблемы может явиться участие школьников в проектной деятельности: творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Интерактивные методы и формы способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Настоящим вызовом для всех педагогов стало дистанционное обучение.
Как обеспечить непрерывность процесса воспитания и социализации учащихся в новых условиях?
Я считаю, что слагаемые успеха классного руководителя в условиях режима повышенной готовности это: максимальная включенность и вовлеченность, постоянное профессиональное саморазвитие. Еженедельно я проводила со своими учениками онлайн-встречи - классные часы. На них обсуждались события за прошедшую неделю, меры профилактики инфекционных заболеваний и другие темы. Очень важно, что такие встречи являлись открытыми: в них участвовали не только дети, но и родители.
Еще одно направление работы классного руководителя - организация совместного досуга.
Накануне Дня космонавтики я со своими учениками приняла участие в онлайн акции «Космический диктант», организовала совместный просмотр фильма «Время первых» и провела его обсуждение.
Мы активно участвовали в неделе "Память!", посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: онлайн-диктанте «Память Победы, в песенном марафоне "Наш День Победы", акциях "Летопись сердец" и «Окна Победы», присоединились к Всероссийской онлайн-акции под названием "Миллионом по короне", проводимой РМО учителей физической культуры Ступинского района Московской области.
Мы подготовили стенгазеты «С праздником Победы» и «Прощай, мой любимый 9В класс!», которые можно увидеть на сайте нашего лицея.
Наш Последний звонок в 9 классе прошел в онлайн-формате.
Завершить я хочу словами Антуана де Сент - Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать».
Источник: https://yadi.sk/d/-D0GdaSOjI7Y7Q |