Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 23.04.2024, 14:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [18]
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10]
Мастер-класс – имидж современного педагога [6]
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14]
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31]
Ступени роста молодого педагога [10]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2020 » Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в

    РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

     

    Нет человека, который бы не помнил  того места, где он родился, провел свое детство, куда его тянет  спустя много лет. Каждый помнит   школу, где прошли  детство и  юность. Истоки духовного возрождения начинаются прежде всего, в школе, а значит, велика роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании личности.

    Духовно-нравственное воспитание учащихся – целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на нас, взрослых, прежде всего на педагогах. Оно заключается в усилении, совершенствовании, самопознании и самореализации духовного «Я» - высшей сущности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего самого себя, различение добра и зла. Это развитие «я» как духовного центра, это самоуправление, свобода выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу, опираясь на духовно-нравственные ориентиры.

    Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного села, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.

    В нашей  школе имеется  музейная комната,  которая открыла свои двери  в 2001 году. В 2003 году музей получил статус областного школьного краеведческого музея.

      Музейная комната обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, шефская помощь ветеранам, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, гордость за свой край и его  людям, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

    «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

    По крупицам собранный материал музейной комнаты даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея.  

    Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

    Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

    Главное, ради чего  создавалась наша музейная комната – это  дети: их обучение, воспитание и  развитие. Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории школы, истории церкви, природе родного края, этнографии,  он всегда воспитывает патриота своей Родины, гордость за себя и свой труд. Музейная комната нашей школы ведёт активную работу: ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, пишут заметки в районную газету «Заря»,  принимают участие в конкурсах и акциях.

    Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности и гордости за   своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.  

    Какую роль играет музейная педагогика и краеведение в духовном и нравственном становлении личности?

    Академик Д.С. Лихачев называл краеведение "самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности", которая "учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Он утверждал, что "без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма".

    Основные цели работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской нравственности через этнографические экспонаты, которую несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.  

    В музейной комнате краеведения собраны экспонаты,   представляющие культурную и историческую ценность. Все экспонаты собраны руками учащихся школы, а передали их жители села, неравнодушные к истории малой родины люди.  Огромная работа была проделана школьниками и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашего села.  Здесь  накоплен  богатый материал по краеведению и  этнографии.

    В нашей школе две музейных комнаты:  первая – это музейная комната  Боевой и Трудовой Славы,  вторая – это  комната краеведения под названием  «Мы – наследники традиций».  В первой  размещены экспозиции по истории села, школы, документы, фотографии, стенды и личные вещи участников войны и тружеников тыла, во второй,  -  старинная утварь, предметы быта,  и другие интересные вещи, которые касаются крестьянско жизни,  собрана богатая коллекция рушников, есть национальные костюмы. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении  праздников «Рождество Христово», «Пасха» и других православных праздников, так как преподаю Основы православной культуры, эти праздник  проходят ярко, интересно, познавательно.   Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

    Наши ребята принимают активное участие в  школьных, районных и областных мероприятиях: в смотрах музеев, районных конкурсах православной культуры. Учащиеся занимают призовые места, награждаются грамотами и памятными подарками.

    Чем раньше дети  начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.   Таким образом, музейная комната является одним из эффективных средств  духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.

     

    «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик  Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…

    Категория: Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в | Добавил: rrr0901 (22.06.2020)
    Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]