Простота детских игр обманчива, это
явление все знают, но не все понимают.
П.Ф. Каптерев
Отношение игры к развитию – это отношение обучения к развитию.
Игра – источник развития и создает зоны ближайшего развития.
Л.С. Выготский
Основная цель современного педагога - выбрать такие методы и формы организации коррекционно-развивающей деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Игра не только как обязательная принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используется обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни.
Доказано, что:
- в игре интенсивно развивается психика;
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие;
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание;
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
На рубеже (в 6–7 лет) у детей не только появляются новые психологические образования, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Однако это вовсе не означает, что, переступив порог школы, ученики перестают обращаться к играм. Игры по-прежнему не теряют для них своей привлекательности и занимают значительное место в жизнедеятельности, выступая, во-первых, как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности (учения), во-вторых, как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и обеспечивающая психологический комфорт; в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников (О. О. Газман). Отечественная педагогика признала игры и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активизации творческой деятельности детей и всесторонне влияющей на развивающуюся личность.
Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания, форма организации обучения и воспитания, метод и прием обучения и воспитания детей.
Реализация игрой функции средства воспитания происходит в том случае, когда педагог в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуру игры, на взаимоотношения детей в процессе игры, на развитие уровня детских игр. В этом случае игра решает задачи и воспитания, и детского развития. Во многом благодаря именно игре у детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста формируется рефлексия — способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить свое поведение с учетом их возможных реакций.
Использование игры как формы организации обучения и воспитания. Функции организации обучения несут игры, сложившиеся еще в недрах народной педагогики, главное назначение - чтобы дети учились играючи. Функциям игры как формы воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности. Первая задача ее состоит в том, чтобы развивать не в преподавании, а в воспитании. Задача эта лежит вне области знаний, а там, где развиваются телесные и душевные силы. Все остальные цели занимают лишь второе место.
Именно вокруг игры складываются личностные и личные взаимоотношения детей, формируются необходимые нравственно-волевые качества. Сама игра в этом случае приобретает статус действенного средства социализации подрастающего поколения.
По мнению О.С. Газмана в процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая — наиболее общая: наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: "Хочу играть!"
Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования "надо": "Надо играть так, а не иначе!"
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат — "Могу!" С помощью такой трехступенчатой мотивации "хочу! — надо — могу!" игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.
Изучение игры как приема и метода обучения, особенно важно с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образовательной системы. Педагогическая ценность игровых методов и приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Таким образом, для педагога школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьнозначимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.
Функции игры как педагогического феномена:
- развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес;
- коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения;
- самореализация в обществе. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат;
- игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими;
- диагностическая. Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы;
- коррекционная. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками;
- социальная. Формирования личности, как полноправного члена коллектива.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- воспитательная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в игре активно обогащается и развивается словарь ребенка с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;
- систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
Коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные задачи игры в работе с детьми с ОВЗ:
- развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- обогащение представлений об окружающем мире;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование культурного поведения;
- развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
- профилактика страхов и отрицательных эмоций.
Принято различать два основных типа игр:
а) игры с фиксированными, открытыми правилами;
б) игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана
1. Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
2. Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, режиссерские, игры-драматизации. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребёнок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.
5. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию;
- словесные игры;
- игры по ознакомлению с природой;
- по формированию математических представлений.
Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
- псевдосюжетные игры.
Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
6. Конструктивные игры для детей с ОВЗ служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у детей развивается пространственная ориентация, мелкая моторика.
Игра – главная сфера общения детей. В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.
Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
- игра должна содействовать сплочению коллектива;
- иметь познавательное значение;
- активизировать общественную деятельность детей;
- обеспечивать мыслительную активность участников игры;
- создавать условия для детского творчества;
- соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц». |